Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ

ТЕМА 7. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ "ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ"(N400-499)

 

Целью МСА 400 «Оценка рисков и внутренний контроль» явля­ется установление стандартов и предоставление рекомендаций по полу­чению понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контро­ля, а также аудиторского риска и его компонентов: неотъемлемом риске, риске системы контроля и риске необнаружения.

Аудитору нужно получить представление о системах бухгалтер­ского учета и внутреннего контроля, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода к проведению аудита. Ему следует использовать свое профессиональное суждение для оценки аудиторского риска и разработки аудиторских процедур, необходимых для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня.

Дается определение таких понятий, как «аудиторский риск», «неотъемлемый риск», «риск системы контроля», «риск необнаруже­ния», «система бухгалтерского учета», «система внутреннего конт­роля».

Отмечено, что к факторам, отражаемым в контрольной среде, относятся:

деятельность совета директоров и его комитетов;

философия руководства и стиль его работы;

организационная структура субъекта, а также методы наделе­ния полномочиями и ответственностью;

система контроля со стороны руководства, включая подразде­ление внутреннего аудита, кадровую политику и процедуры, а также разделение обязанностей.

В качестве процедур контроля названы:

отчеты, проверка и утверждение проведенных сверок;

проверка арифметической точности записей;

осуществление контроля над прикладными программами и сре­дой компьютерных информационных систем, например, посредством установления форм контроля над изменениями компьютерных про­грамм и доступом к файлам данных;

ведение и проверка аналитических счетов и оборотных ведо­мостей;

утверждение документов и контроль над ними;

сравнение данных, полученных из внутренних источников, с внешними источниками информации;

сравнение результатов подсчета денежных средств, ценных бумаг и товарно-материальных запасов с бухгалтерскими записями;

ограничение прямого физического доступа к активам и записям;

сравнение и анализ финансовых результатов с расходами, преду­смотренными сметой.

Отмечено, что понимание соответствующих аспектов систем бух­галтерского учета и внутреннего контроля наряду с оценкой неотъем­лемого риска и риска системы контроля и анализом иных факторов позволяет аудитору:

определять виды потенциальных существенных искажений, которые могут встретиться в финансовой отчетности;

учитывать факторы, которые влияют на риск появления существенных искажений;

разрабатывать соответствующие аудиторские процедуры. Указано, что при разработке подхода к проведению аудита аудитор принимает во внимание предварительную оценку риска систе­мы контроля (а также оценку неотъемлемого риска), для того чтобы установить соответствующий риск необнаружения, который может быть допущен в отношении утверждений, на основе которых подго­товлена финансовая отчетность, а также для определения характера, сроков и объема процедур проверки данных утверждений по суще­ству.

В соответствии с разделом «Неотъемлемый риск» аудитор при разработке общего плана аудита должен провести оценку неотъемле­мого риска на уровне финансовой отчетности. При разработке програм­мы аудита аудитору рекомендуется соотнести проведенную оценку с существенными сальдо счетов и классами операций на уровне утверж­дений или предположить, что неотъемлемый риск в отношении данно­го утверждения является высоким.

В разделе «Системы бухгалтерского учета и внутреннего конт­роля» говорится, что средства внутреннего контроля способствуют достижению таких целей, как:

осуществление операций по общему или специальному разре­шению руководства;

своевременный учет всех операций и прочих событий в точ­ных суммах, на соответствующих счетах и в должные отчетные перио­ды, с тем чтобы сделать возможной подготовку финансовой отчетно­сти согласно установленным основам финансовой отчетности;

возможность доступа к активам и записям только по разреше­нию руководства;

сопоставление учтенных активов с активами, имеющимися в наличии, через равные промежутки времени и принятие соответству­ющих мер в отношении любых расхождений.

Названы ограничения, присущие средствам внутреннего конт­роля, в частности:

ориентация большей части средств внутреннего контроля на текущие, а не редкие операции;

потенциальная возможность ошибок вследствие человеческого фактора, т.е. по причине небрежности, рассеянности, ошибок в сужде­нии и неправильного понимания инструкции;

возможность обойти процедуры внутреннего контроля путем сговора представителя руководства или сотрудника с внешними либо внутренними по отношению к субъекту лицами.

Аудитору следует получить представление о системе бухгалтер­ского учета, достаточное для определения и понимания:

основных классов операций, осуществляемых субъектом;

способа инициирования таких операций;

 значимых бухгалтерских записей, подтверждающих докумен­тов и счетов финансовой отчетности;

процесса ведения бухгалтерского учета и составления финан­совой отчетности от момента инициирования важных операций и про­чих событий до момента их включения в финансовую отчетность.

Аудитору необходимо получить представление о контрольной среде, достаточное для оценки отношения директоров и руководства, их осведомленности и принимаемых действий касательно средств внутреннего контроля и их значимости для субъекта.

Для разработки плана аудиторской проверки аудитору необхо­димо получить достаточное представление о процедурах контроля.

В разделе «Риск средств контроля» нашла отражение информа­ция о предварительной оценке риска средств контроля, представля­ющей собой процесс определения эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта с точки зрения предотвращения или обнаружения и исправления существенных искажений. Отмечено, что предварительная оценка риска системы контроля в отношении утверждений, на основе которых подготовлена финансовая отчетность, должна быть высокой, за исключением случаев, когда аудитор может установить соотносимые с утверждением средства внутреннего конт­роля, которые с определенной вероятностью будут предотвращать или обнаруживать и исправлять существенные искажения, а также плани­рует проводить тесты контроля для подтверждения оценки.

Международный стандарт обязывает аудитора задокументиро-вать полученное представление о системах бухгалтерского учета и внут­реннего контроля субъекта и оценку риска системы контроля, а также получить аудиторское доказательство посредством проведения тестов контроля для подтверждения любой оценки риска системы контроля, которая ниже высокой. Чем ниже оценка риска системы контроля, тем больше подтверждений аудитору необходимо получить относительно надлежащей структуры и эффективного функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Основываясь на результатах тестов контроля, аудитор должен определить, были ли разработаны или применялись ли средства внут­реннего контроля в соответствии с тем, что было предусмотрено при предварительной оценке риска системы контроля.

До того как закончить аудиторскую проверку, основываясь на ре­зультатах процедур проверки по существу и других полученных ауди­торских доказательствах, аудитор должен проанализировать, была ли подтверждена оценка риска системы контроля.

В разделе «Взаимосвязь между оценками неотъемлемого риска и риска средств контроля» говорится, что в ответ на ситуации, связан­ные с неотъемлемым риском, руководство часто разрабатывает системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, направленные на пред­отвращение или обнаружение и исправление искажений, поэтому в большинстве случаев неотъемлемый риск и риск системы контроля тесно взаимосвязаны. Аудитору рекомендуется в таких ситуациях во избежание несоответствующей оценки риска определять аудитор­ский риск путем комбинированной оценки.

Согласно разделу «Риск необнаружения» при определении харак­тера, сроков и объема процедур проверки по существу, необходимых для снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня, ауди­тор должен учитывать оцененные уровни неотъемлемого риска и риска системы контроля. В связи с этим аудитору рекомендуется рассмотреть характер, сроки выполнения и объем процедур проверки по существу.

Независимо от оцененных уровней неотъемлемого риска и рис­ка системы контроля аудитору следует провести некоторые процеду­ры проверки по существу в отношении существенных сальдо счетов и классов операций, причем чем выше оценка неотъемлемого риска и риска системы контроля, тем больше аудиторских доказательств ауди­тору необходимо получить в ходе процедур проверки по существу. Если же аудитор устанавливает, что риск необнаружения в отношении утверждения, на основе которого подготовлена финансовая отчетность, применительно к существенному сальдо счета или классу операций не может быть снижен до приемлемо низкого уровня, то аудитору сле­дует выразить условно-положительное мнение или отказаться от выра­жения мнения.

В разделе «Аудиторский риск в малом бизнесе» отражена специ­фика аудита малых экономических субъектов, связанная с рассматри­ваемым вопросом. В частности, говорится, что в тех случаях, когда возможность разделения обязанностей ограничена и отсутствуют ауди­торские доказательства в отношении надзорных средств контроля, ауди­торские доказательства, подтверждающие мнение аудитора о финан­совой отчетности, могут быть получены только путем проведения процедур по существу.

Раздел «Сообщение информации о недостатках» обязывает ауди­тора в возможно короткие сроки уведомить руководство соответству­ющего административного уровня о выявленных существенных недо­статках структуры или функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Обычно руководство информируют о суще­ственных недостатках в письменном виде. Однако если аудитор счита­ет, что информирование в устной форме является более целесообраз­ным, то такое уведомление следует отразить в рабочих документах аудитора. В уведомлении важно отметить, что представлены только те недостатки, которые стали известны аудитору в ходе аудиторской проверки, а также, что проверка не предназначена для определения того, соответствует ли внутренний контроль управленческим целям.

В разделе «Перспективы государственного сектора» говорится, что аудитор должен помнить, что на управленческие цели субъектов государственного сектора могут оказывать влияние интересы общества; кроме того, управленческие цели включают в себя задачи, имеющие своим источником законодательство, нормативные акты, постановле­ния правительства и директивы министерств. При оценке эффектив­ности процедур внутреннего контроля с точки зрения аудита аудитору необходимо принимать во внимание источник и характер таких целей. При аудите финансовой отчетности аудитор учитывает только ту поли­тику и процедуры в рамках систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые имеют отношение к утверждениям, лежащим в осно­ве финансовой отчетности. Аудиторы государственного сектора даже при проведении аудиторской проверки финансовой отчетности зачастую выполняют дополнительные обязанности в отношении средств внутреннего контроля. Проверка средств внутреннего контро­ля, проводимая ими, может быть шире и подробнее, чем при аудите финансовой отчетности в частном секторе. Для аудиторов государствен­ного сектора могут предусматриваться дополнительные требования в отношении информирования руководства о недостатках. Например, аудитору может быть вменено в обязанность сообщить законодатель­ным или другим правительственным органам о недостатках системы внутреннего контроля, обнаруженных в ходе аудита финансовой отчет­ности или другого аудита.

Российским аналогом данного международного стандарта явля­ется ПСАД № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», которым также устанавливают­ся единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внут­реннего контроля, а также аудиторского риска и его составных частей. Предполагается, что дальнейшему, более широкому использованию это­го стандарта в практике отечественной аудиторской деятельности будут способствовать меры по улучшению системы внутреннего контроля орга­низаций, а также росту компетентности аудиторов в этих вопросах.

Определение соответствующих терминов в российском стандарте аудита полностью соответствует изложенному в международном аналоге.

Термин «аудиторский риск» означает риск выражения аудито­ром ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения. Аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения.



{SHOW_TEXT}

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ