Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ

ТЕМА 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ "ПЛАНИРОВАНИЕ"(N300-399)

 

Планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выборе процедур и методов, позволяющих наиболее эффек­тивно достичь поставленной цели — подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности. Рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности приведены в МСА 300 «Планирование».

В разделе «Планирование работы» указано, что объем планиро­вания аудита в основном зависит от размеров экономического субъек­та, сложности аудиторской проверки, уровня квалификации лиц, при­нимающих участие в аудите. Важной частью планирования является приобретение информации о бизнесе клиента, способствующей выяв­лению событий и операций, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую отчетность.

Согласно разделу «Общий план аудита» аудитор в ходе плани­рования должен разработать общий план аудита и задокументировать его, описав при этом предполагаемый объем и ведение аудиторской проверки, с отражением вопросов, касающихся знания бизнеса, пони­мания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, риска и существенности, характера, сроков, объема процедур, координации направления работы, надзора за ней и анализа, а также прочих аспектов.

В этом разделе термин «знание бизнеса» определен как получе­ние информации об общих экономических факторах и условиях в отра­сли, влияющих на бизнес клиента, о важных показателях, характери­зующих результаты бизнеса, об общем уровне компетентности руко­водства. Подчеркнуто, что понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля достигается путем ознакомления с учетной политикой клиента, с системой его бухгалтерского учета и внутренне­го контроля с помощью применения тестов контроля и процедур про­верок по существу.

При составлении общего плана аудитор должен указывать ожи­даемые оценки неотъемлемого риска и риска системы внутреннего контроля, устанавливать уровни существенности для целей аудита, опреде­лять возможность существенных искажений в финансовой отчетности и выявлять сложные области бухгалтерского учета, а также указывать на необходимость учитывать при планировании привлечение дру­гих аудиторов для аудита филиалов и дочерних подразделений клиен­та, привлечение экспертов и потребность в персонале для проведения аудита.

К прочим аспектам аудита, которые следует учесть при разра­ботке общего плана аудита, в МСА 300 отнесено выявление обстоя­тельств, требующих особого внимания (существование связанных сто­рон, возможность банкротства и т.п.).

В разделе «Программа аудита» указывается, что наряду с общим планом аудитор должен разработать и документировать программу аудита, которая определяет характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита, и одновременно служит как набором инструкций для ассистен­тов аудитора, так и средством надлежащего контроля за выполнениемими работ.

В разделе «Изменения в общем плане и программе аудита» допускается возможность того, что в ходе аудита по мере необходимо­сти общий план аудита и программа аудита могут быть пересмотрены. В этом разделе говорится, что планирование осуществляется непрерыв­но на протяжении всего срока аудита с учетом меняющихся обстоя­тельств и неожиданных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур, с документированием причин внесения значи­тельных изменений.

Российским аналогом МСА 300 является ПСАД № 3 «Планиро­вание аудита», которым устанавливаются единые требования к плани­рованию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности и который применяется в первую очередь к проверкам, проводимым аудитором не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведе­ния аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в стандарте.

Планирование аудита для повышения его эффективности пред­полагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожида­емым характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Планирование позволяет уделить необходимое внимание важным обла­стям аудита с целью выявления потенциальных проблем и качествен­ного, своевременного выполнения работы с оптимальными затратами, эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать эту работу.

Получение информации о деятельности аудируемого лица явля­ется важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

При планировании аудита целесообразно выделить следующие основные этапы: предварительное планирование аудита; подготовка и составление общего плана аудита; подготовка и составле­ние программы аудита, — как это было установлено старым вариантом отечественного стандарта, хотя этап предварительного планирования не указан ни в МСА 300, ни в новом ПСАД № 3.

Целесообразно также предусмотреть в составе внутрифирмен­ных стандартов аудиторской деятельности раздел о предварительном планировании аудита.

После официального обращения экономического субъекта с просьбой об оказании ему аудиторских услуг (письмо-предложение) аудиторская организация составляет и направляет клиенту письмо о проведении аудита. К письму о проведении аудита можно приложить предварительный план аудита для согласования его с руководством клиента. В этом документе нужно отразить предлагаемые виды ауди­торских услуг, планируемые виды работ, источники информации, необходимые для проведения аудита, общий план аудита. После получения субъектом письма о проведении аудита следу­ет приступить к определению аудируемости бухгалтерской отчетности. Данный процесс называется предварительным планированием. На ста­дии предварительного планирования происходит знакомство потенци­альных партнеров (аудиторской организации и экономического субъек­та) и обмен информацией, что позволяет каждой из сторон принять решение о принципиальной возможности и целесообразности даль­нейшего сотрудничества в области аудита. Серьезность последствий принимаемых по завершении этой стадии решений требует изучения большого объема информации (данные о состоянии внешней среды экономического субъекта и его индивидуальных особенностях). Для получения такой информации аудитор должен иметь доступ ко мно­гим источникам информации, в число которых входят учредительные документы; протоколы заседаний совета директоров, собраний акцио­неров и иных аналогичных органов управления; документы, регулиру­ющие учетную политику; бухгалтерская отчетность; статистическая отчетность; документы планирования деятельности экономического субъекта; контракты, договоры, соглашения; внутренние отчеты ауди­торов, консультантов; материалы налоговых проверок; внутрифирмен­ные инструкции; материалы судебных и арбитражных исков; докумен­ты, регламентирующие производственную и организационную струк­туру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних предприятий.

На практике экономические субъекты иногда отказываются пре­доставлять информацию, пока не будет заключен договор оказания аудиторских услуг. Если аудитор заинтересован в клиенте, то не следу­ет отказываться от проведения проверки, но необходимо отметить дан­ный факт в договоре, а также письменно оговорить возможность пере­смотра по этой причине плана проверки отдельных, ранее составленных соглашений и принятых условий и обязательств.

По итогам предварительного планирования аудиторская органи­зация должна решить, согласна ли она работать с клиентом. На приня­тие решения по этому вопросу влияет ряд факторов. Во-первых, аудиторская организация должна убедиться в принципиальной возмож­ности проведения аудита (например, убедиться в том, что для проведе­ния аудита не требуется восстановление бухгалтерского учета; отсут­ствуют факты, ставящие под сомнение возможность подготовки положительного аудиторского заключения). Во-вторых, аудитор дол­жен оценить субъективные факторы, влияющие на его желание рабо­тать с клиентом: репутацию клиента, легальность его деятельности, наличие судебных процессов и конфликтных ситуаций, платежеспособность. В-третьих, аудитор должен оценить потребность в человече­ских ресурсах. Соглашаясь на проведение аудиторской проверки, ауди­торская организация должна быть уверена в наличии возможности ее качественного проведения.

На стадии предварительного планирования обычно решают так­же организационные вопросы, связанные, в частности, с созданием нор­мальных условий для работы аудиторов. Аудиторам должны быть пре­доставлены отдельное помещение, сейф для хранения документов, возможность для снятия копий с первичных документов, розетки для подключения ноутбуков, принтер клиента для вывода аудиторских документов на печать, средства телефонной и факсимильной связи. При необходимости следует обсудить вопросы размещения, проживания и питания, пользования транспортом специалистов аудиторской орга­низации.

В случае принятия положительного решения об аудируемости отчетности клиента с ним заключается договор оказания аудиторских услуг. После его подписания составляется общий план аудита, объем и содержание которого зависят от размеров экономического субъекта, сложности аудиторской проверки, а также от конкретных методик и тех­нологий, применяемых аудитором.

Ведущий аудитор должен пересматривать общий план аудита по мере необходимости. Пересмотр может быть осуществлен, напри­мер, в следующих (и аналогичных им) ситуациях:

при выявлении аудитором значительного объема договоров о совместной деятельности (если в плане проверка по данному направ­лению не была запланирована);

в результате применения аналитической процедуры выявле­но неверное отражение фактов хозяйственной деятельности (например, арифметический расчет входного сальдо по балансу на начало отчет­ного периода не подтвержден регистрами бухгалтерского учета по ста­тье «прочие активы»). В этом случае аудитор имеет право включить в план проверку данного направления по предыдущему отчетному периоду за дополнительную плату.

В тех случаях, когда пересмотр общего плана приводит к значи­тельному росту объема работ, изменения в план должны быть внесены исключительно по согласованию с руководством организации. Если пересмотр общего плана увеличивает работу в незначительной степе­ни, изменения в план могут вноситься ведущим аудитором без сообще­ния руководству экономического субъекта.

Аудитор обязан сообщить руководству аудиторской организации о выявленных направлениях и согласовать вопрос о внесении изменений в план аудита. Отказ руководства экономического субъекта от дополнительной оплаты аудиторских услуг, связанных с пересмот­ром плана, должен найти отражение в аудиторском отчете с соответ­ствующей формулировкой.

Процесс планирования завершается составлением программы аудита, в которой определяют характер, сроки и объем запланирован­ных аудиторских процедур, необходимых для реализации общего пла­на аудита, и которую руководители аудиторской группы используют как для инструктирования ассистентов аудитора, так и для контроля качества их работы. Программа аудита должна пересматриваться в про­цессе аудита по мере необходимости. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабо­чих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения.

 



{SHOW_TEXT}

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ  ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ