Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ

ТЕМА 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ "ВВОДНЫЕ АСПЕКТЫ"(N100-199)

 

Общие положения аудиторской деятельности отражены во ввод­ных международных стандартах аудита, в состав которых входят пре­дисловие к международным стандартам аудита и сопутствующих услуг, глоссарий, МСА 100 «Задания, обеспечивающие уверенность», МСА 120 «Основные принципы Международных стандартов аудита».

Юридический статус международных стандартов аудита и поря­док их принятия определены Комитетом по международной аудитор­ской практике - КМАП (International Auditing Practices Committee - FAPC) в предисловии к международным стандартам аудита и сопут­ствующих услуг и МСА 100 «Задания, обеспечивающие уверенность».

Миссия Международной федерации бухгалтеров заключается но всемерном развитии и усилении позиций бухгалтерской профессии. Для осуществления данной миссии МФБ создала Совет МФБ, кото­рый в свою очередь основал КМАП.

КМАП - постоянный комитет Совета МФБ. Члены этого коми­тета назначаются организациями - членами МФБ в странах, выбран­ных Советом МФБ. Представители, входящие в состав КМАП, долж­ны быть членами одной из организаций - членов МФБ, хотя для обеспечения разнообразия во взглядах в подкомитетах КМАП могут работать лица из стран, не представленных в КМАП. К задачам КМАП относятся разработка и опубликование стандартов и положений в отно­шении аудита и сопутствующих услуг от имени Совета МФБ.

В предисловии к международным стандартам аудита и сопутст­вующих услуг определено, что МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, а также при аудите иной финансо­вой информации и предоставлении сопутствующих аудиту услуг. Ауди­тор может отходить от требований МСА, но только обязательно аргументируя причины такого отхода. МСА следует применять только к вопросам, имеющим существенное значение.

Наряду со стандартами КМАП выпускает Положения о между­народной аудиторской практике (ПМАП). Эти документы детализи­руют положения международных стандартов аудита и не имеют силы стандартов, хотя для обозначения совокупности собственно МСА и соответствующих ПМАП, образующих единую систему, обычно употребляется выражение «система документов МСА». МСА 100 «Задания, обеспечивающие уверенность» предусмот­рены общие принципы заданий, обеспечивающих уверенность высо­кого уровня. Однако МСА 100 не заменяет существующих стандартов, например, он не применяется к аудиту или обязательной проверке финансовой отчетности.

Более 100 терминов, применяемых в МСА, нашли отражение в документе под названием «Глоссарий». На основе этого документа для регламентации аудиторской деятельности в России Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ был утвержден Пере­чень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

Цель Перечня - изложение основных терминов и определений, употребляемых при осуществлении аудиторской деятельности, в том числе для обеспечения единства трактовки терминов во всех правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

Перечень не имеет самостоятельного значения и выполняет вспомогательную функцию. Кроме того, этот документ составлен в соот­ветствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Россий­ской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, и российскими нормативными актами, регулирующи­ми бухгалтерский учет, и поэтому объективно не тождествен глосса­рию из МСА. Значение глоссария и терминологии заключается в том, что они способствуют развитию и интеграции аудиторской деятельно­сти на международном уровне. С приближением же российских подхо­дов к аудиту к международным, а российских правил бухгалтерского учета — к МСФО, дефиниции данных двух перечней будут прибли­жаться друг к другу. В настоящее время российский Перечень содер­жит большее количество понятий, чем глоссарий МСА, поскольку такие понятия, как «честность», «объективность», «профессиональное сужде­ние аудитора», «профессиональный скептицизм аудитора»,- очевид­ные для западных аудиторов,- на начальной стадии развитии аудита отечественным специалистам было необходимо разъяснить. Некоторые же термины, например «утверждения (предпосылки подготовки) бух­галтерской отчетности», по отмеченным причинам еще ждут того, что­бы занять положенное место в российском аудите.

На современном этапе развития аудита происходит постепенное совершенствование терминологии, применяемой российскими аудито­рами. Так, постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696» внесен ряд соответствующих изменений. Например, в абз. 4 подп. «в» п. 9 правила (стандарта) № 3 «Планирование аудита» слово «мошеннические» заме­нено словом «недобросовестные», а п. 12 в правиле (стандарте) № 5 «Аудиторские доказательства» после слов «аудиторских процедур» дополнен словами «по существу».

Таким образом, практика показывает, что настало время пере­смотреть и привести в соответствие с международными требованиями не только ранее принятые правила (стандарты) аудиторской деятель­ности, но и российский аналог глоссария. В конечном счете это приведет к совершенствованию аудиторской профессиональной терминологии, что, несомненно, отразится на улучшении взаимопонимания не только между аудиторами, но и между аудиторами и пользователями их услуг.

Базовым международным стандартом, разработанным с целью описания концептуальной основы, в рамках которой выпускаются меж­дународные стандарты аудита по отношению к услугам, которые могут предоставляться аудиторами, является МСА 120 «Основные принци­пы Международных стандартов аудита». В этом стандарте отражены предназначение, порядок составления и представления финансовой отчетности экономических субъектов, а также проведено разграниче­ние между аудитом и сопутствующими услугами. В МСА 120 отмеча­ется, что к сопутствующим услугам относятся обзорные проверки, согласованные процедуры и компиляции (подготовка информации по которым не предполагает, что аудитор должен будет выразить уве­ренность).

В контексте МСА 120 уверенность рассматривается как убеж­денность аудитора в отношении надежности предпосылок, представ­ленных одной стороной и предназначенных для использования другой стороной. Подчеркивается, что:

- в случае аудиторского задания аудитор обеспечивает высокий, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, явля­ющаяся предметом аудита, свободна от существенных искажений. В аудиторском отчете (заключении) это выражается позитивным обра­зом в виде разумной уверенности;

- в случае задания об обзорной проверке аудитор обеспечивает средний уровень уверенности в том, что информация, подлежащая обзорной проверке, не содержит существенных искажений. Это выра­жается в виде негативной уверенности;

- в случае задания о согласованных процедурах аудитор предо­ставляет только отчет об отмеченных фактах без выражения уверенно­сти. Пользователям отчета предоставляется возможность самим оце­нить проведенные процедуры и факты, приведенные в отчете, и сделать собственные выводы по данным работы аудитора;

- в случае задания о компиляции, хотя пользователи скомпили­рованной информации и получают определенные преимущества от уча­стия в работе бухгалтера, в отчете (заключении) не выражается ника­кой уверенности.

Согласно МСА 120 аудит финансовой отчетности призван дать аудиторской организации и индивидуальному аудитору (далее — ауди­тор) возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах, в соответствии с установ­ленными основами финансовой отчетности. Отмечено, что мнение ауди­тора должно базироваться на собранных им в ходе аудита достаточных и уместных аудиторских доказательствах.

Рассматривается вопрос о причастности аудитора к финансовой информации в том случае, если к ней прилагается его отчет или если аудитор выражает согласие на использование его имени в связи с про­фессиональной деятельностью.

Указывается, что аудитор должен потребовать от руководства субъекта прекращения неправомерных действий, если аудитору стано­вятся известны факты ненадлежащего использования субъектом име­ни аудитора в связи с финансовой информацией. Отмечено, что ауди­тор может также проинформировать любые известные третьи стороны о том, что его имя использовалось ненадлежащим образом в связи с указанной информацией.

В соответствующем разделе МСА 120 говорится, что в конце каж­дого международного стандарта приводится раздел «Перспективы госу­дарственного сектора», в котором раскрываются характерные случаи, требующие пояснения или дополнения. Международный стандарт, в котором такого раздела нет, применяется к аудиту финансовой отчет­ности в государственном секторе во всех существенных аспектах.

Существует тесная связь между стандартами бухгалтерского уче­та и аудита. Стандарты бухгалтерского учета, как и стандарты аудита, разрабатываются на международном и национальном уровнях. На меж­дународном уровне ведущими странами в области стандартов как уче­та, так и аудита являются США и Великобритания, что определяется ролью этих стран на международных финансовых рынках. Нацио­нальные стандарты учета и отчетности разрабатываются каждой страной самостоятельно. Например, в США такие стандарты называются Общепринятыми принципами бухгалтерского учета (US Generally Accepted Accounting Principles) и разрабатываются Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров, Комитетом по стандартам финансового учета, Комитетом по стандартам учета для государственных органов, Комиссией по ценным бумагам и биржам, Американской бухгалтерской ассоциацией, Институтом финансовых директоров, Национальной ассоциацией бухгалтеров и др. Во Фран­ции разработкой стандартов занимаются такие организации, как Нацио­нальный совет по бухгалтерскому учету, Комиссия по операциям с ценными бумагами, Организация экспертов бухгалтерского учета и квалифицированных бухгалтеров при Министерстве юстиции и Национальный институт аудиторов при Министерстве экономики и аудита.

Работа по международной унификации стандартов учета и отчет­ности осуществляется на двух уровнях: международном региональном и мировом. В региональном аспекте ведущая роль принадлежит Комис­сии по бухгалтерскому учету Европейского сообщества (ЕС), которая регулирует эти вопросы в странах - членах ЕС. Директивы ЕС пред­ставляют собой законы ЕС, которые страны обязаны адаптировать к своему внутреннему законодательству. К настоящему времени ЕС раз­работало целый ряд директив, которые касаются унификации форм отчетности и правил их аудита, принципов составления консолидиро­ванной отчетности, квалификационных требований к аудиторам и вза­имного признания дипломов аудиторов в странах ЕС, ежегодной финан­совой и консолидированной отчетности банков и других финансовых учреждений, требований к отчетности финансово-кредитных учрежде­ний с центральными офисами, расположенными за пределами ЕС.

Разработкой международных стандартов также занимаются несколько организаций. Наиболее влиятельными среди них являются: Комитет по международным стандартам учета (The International Accounting Standards Committee - LASC), который непосредственно занимается формированием международных стандартов финансовой отчетности, а также Международная федерация бухгалтеров, Межпра­вительственная рабочая группа экспертов по международным стандар­там учета и отчетности при ООН, Организация экономического сотруд­ничества и развития. Комитет по международным стандартам учета был сформирован в 1973 г. путем подписания соответствующего соглаше­ния профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Вели­кобритании, Ирландии и США. С 1983 г. этот Комитет включает в свой состав все профессиональные бухгалтерские организации, являющие­ся членами МФБ.

Исходя из общих тенденций развития учета и аудита на миро­вом уровне международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и международные стандарты аудита были приняты за осно­ву реформирования российского учета и аудита. Объясняется это тем, что они получили международное признание, характеризуются отно­сительно меньшей сложностью и, следовательно, требуют меньше за­трат, открыты для последующих изменений.

Начиная с 1998 г. на развитие бухгалтерского учета в России повлиял ряд важных событий. В первую очередь была принята Про­грамма реформирования бухгалтерского учета в соответствии с меж­дународными стандартами финансовой отчетности (утверждена поста­новлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283). В этой Программе были определены следующие задачи:

- сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспе­чивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международ­ном уровне;

- оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Таким образом, была поставлена задача обеспечить доступ всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятель­ности организаций. Для выполнения этой задачи были решены следу­ющие вопросы:

- переориентация нормативного регулирования с учетного про­цесса на бухгалтерскую отчетность;

- органичное сочетание нормативных предписаний федераль­ных органов исполнительной власти с профессиональными рекомен­дациями;

-  взвешенное использование международных стандартов финан­совой отчетности в национальном регулировании.

Для формирования бухгалтерской профессии, соответствующей требованиям новой экономической реальности, Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности 30 сентября 1998 г. одобрила Положение об аттестации про­фессиональных бухгалтеров и Порядок проведения квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера, утвержденные Институтом профессиональных бухгалтеров, а также Перечень органи­заций, бухгалтерская отчетность которых подписывается аттестованным профессиональным бухгалтером, и видов бухгалтерских работ, осуще­ствляемых при наличии квалификационного аттестата профессиональ­ного бухгалтера членами Института профессиональных бухгалтеров. Целью этих документов является подтверждение, как это принято в раз­витых странах, бухгалтерским сообществом профессионального уровня своих представителей, занимающих определенные должности и выпол­няющих виды работ, требующих соответствующей квалификации.

Однако за это время произошли серьезные изменения, потребо­вавшие внесения новых корректировок. В связи с этим 18 апреля 2001 г. Институт профессиональных бухгалтеров России совместно с Мини­стерством финансов Российской Федерации приняли новое Положе­ние об аттестации Ассоциированных членов Института профессиональ­ных бухгалтеров России - претендентов, значительно ужесточающее правила сдачи квалификационных экзаменов на получение аттестата профессионального бухгалтера.

Реформа бухгалтерского учета и аудита в России является одной, из важных мер, жизненно важных для подъема и развития экономики страны, способствует привлечению необходимых России инвестиций в реальный сектор экономики.

Следует отметить, что связь между стандартами бухгалтерского учета и международными стандартами является настолько высокой, что в настоящее время многие аудиторы являются одновременно и профес­сиональными бухгалтерами, что позволяет им успешно трудиться не только в области совершенствования отечественного аудита, но и реформирования бухгалтерского учета. Во многом это предопреде­лено тем, что по многим аспектам к ним предъявляются общие требова­ния. Например, как для аудиторов, так и для бухгалтеров одним из основ­ных требований к качеству информации является ее полезность для принятия решений различными группами пользователей, для чего информация должна обладать определенными характеристиками, к которым относятся понятность, уместность (содержание, существен­ность и своевременность), достоверность (правдивость, преобладание экономического содержания информации над юридической формой, нейтральность и осмотрительность).

 



{SHOW_TEXT}

ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ОРГАНОВ С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ, ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И СЛУЖБОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ И ПРОВЕДЕНИИ РЕВИЗИЙ И ПРОВЕРОК Международные стандарты аудита ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ  ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ