Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА

ТЕМА 3. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА

 

Наряду с международными стандартами в каждой стране сущест­вуют национальные стандарты аудита. Они могут быть определены законом, нормативными актами или уполномоченным органом дан­ной страны. Их применение является обязательным при проведении аудита финансовой отчетности или предоставлении сопутствующих аудиту услуг. Помимо обязательных к применению стандартов упол­номоченный орган или профессиональные аудиторские организации страны могут разрабатывать и принимать на местном уровне поло­жения по национальной практике аудита, рекомендуемые к примене­нию аудиторами при проведении аудита.

Национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг, принятые во многих странах, отличаются как по форме, так и по содержа­нию, что связано со спецификой аудиторской практики конкретной страны.

МФБ признает существование национальных стандартов аудита и стремится учесть их различия при разработке стандартов аудита, которые могут быть приняты на международном уровне.

Международные стандарты используются во многих странах по-разному. В одних странах (Австралия, Бразилия, Индия) меж­дународные стандарты выступают в качестве базы для разработки национальных стандартов. В других странах, не разрабатывающих собственные стандарты аудита (Кипр, Малайзия, Нигерия, Шри-Ланка), они выступают в качестве национальных. В странах с устоявшимся институтом аудита (Канада, Великобритания, Ир­ландия, США) положения МСА принимаются к сведению профес­сиональными аудиторскими организациями. Кроме того, междуна­родные аудиторские объединения и организации применяют МСА при проведении аудита финансовой отчетности транснациональ­ных корпораций.

В  странах,  где  существуют  национальные  стандарты,  именно последние играют решающую роль. Международные стандарты ау­дита не отменяют местных положений, регулирующих аудит финан­совой  или иной информации  в  каждой отдельной стране.  В  той степени,  в какой местные положения соответствуют МСА,  аудит, проводимый   согласно   национальным   положениям,   автоматически будет соответствовать аудиту, проводимому в соответствии с МСА. В том случае, если местные положения отличаются либо противо­речат    международным    стандартам   аудита,    организации — члены МФБ включают в свои национальные стандарты аудита принципы, на которых основаны  международные  стандарты аудита,  разрабо­танные МФБ.

Страны - члены МФБ, которые желают принять МСА в качест­ве своих национальных стандартов, направляют соответствующее заявление в Совет по международным стандартам аудита и уверен­ности. Этот документ определяет юридическую силу принимаемых стандартов и возможности их применения в конкретной стране. Со­вет, в свою очередь, разрабатывает и утверждает пояснительное предисловие по статусу каждого МСА, принятого в качестве нацио­нального.

Если в МСА содержатся рекомендации, значительно отличаю­щиеся от закона или практики страны, то в пояснительном преди­словии раскрывают такие различия. При необходимости Совет раз­решает странам — Членам МФБ разрабатывать дополнительные стан­дарты по вопросам, имеющим существенное значение в данной стране, но не освещенным в МСА.

Международные стандарты позволяют унифицировать националь­ные стандарты. Профессиональные аудиторские объединения разных стран  пересматривают  свои  профессиональные  стандарты  с  целью приближения их к международным подходам. Процесс гармонизации аудиторских стандартов довольно длителен и может занять несколь­ко десятков лет, поскольку каждая страна имеет различный уровень экономического развития. Нельзя забывать и о менталитете нации, т. е. об образе мышления, навыках, квалификации, культуре, тради­циях. То, что может быть приемлемо для одной страны, не подходит для другой. Тем не менее особенности объективного и субъективного характера стираются. Однако международные стандарты — это не па­нацея от всех бед, а только действенный инструмент совершенствования  национальных   стандартов,   главная   цель   которых   сводится к формированию профессионального суждения аудитора.

В предисловии к международным стандартам аудита и сопутст­вующих услуг определено, что МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, а также при аудите иной финансо­вой информации и предоставлении сопутствующих аудиту услуг. Ауди­тор может отходить от требований МСА, но только обязательно аргументируя причины такого отхода. МСА следует применять только к вопросам, имеющим существенное значение.

Внедрение стандартов аудита в России

Российская экономика нуждается в западных инвестициях, для получения которых необходимо убедить инвесторов в целесообразно­сти вложений средств, предварительно предоставив им информацию о состоянии финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Объективным документом, отражающим положение органи­зации и результаты ее хозяйственной деятельности, служит бухгалтер­ская отчетность. Сторонние инвесторы заинтересованы в том, чтобы она была достоверной. Поэтому отчетность должна быть составлена по понятным для западных инвесторов правилам, а ее достоверность долж­на быть подтверждена путем проведения внешнего аудита с исполь­зованием тех же процедур, что и на Западе. Российские инвесторы также заинтересованы в достоверности отчетности отечественных организа­ций и в добросовестном ее аудите. Все это делает очевидной необходи­мость единых подходов к аудиту в России и за рубежом.

Однако у данной точки зрения есть противники, считающие, что специфика России и нынешний уровень ее экономического развития делают нецелесообразным или невозможным применение в нашей стра­не МСА или местных стандартов, основанных на международных стан­дартах аудита. Сторонники такой позиции ссылаются на то, что боль­шинство клиентов гораздо сильнее заинтересованы в проверках и оптимизации налогообложения, чем в абстрактном «подтверждении достоверности». К сожалению, в России пока мало квалифицированных инвесторов, действительно анализирующих баланс и данные о при­были прежних лет, чтобы принять решение об инвестировании.

Ключевой проблемой при внедрении международных стандар­тов аудита является контроль выполнения их аудиторскими организаци­ями. На сегодняшний день квалификация работников государственных контрольно-ревизионных органов не всегда позволяет им разбираться и тонкостях методики аудита. Не в состоянии государство и ассигно­вать достаточные средства на рост штата таких государственных про­веряющих. У некоторых аудиторов возникают опасения, что конфи­денциальная информация, полученная проверяющими в процессе работы, может быть использована во вред клиентам аудиторов.

В отличие от государственных органов общественные организа­ции аудиторов могли бы наладить систему взаимопроверок качества аудита и соблюдения стандартов среди своих членов. Решился бы и во­прос финансирования таких проверок, например, за счет членских взно­сов участников объединений. Квалифицированные специалисты, раз­бирающиеся в методике и стандартах аудита, в сезон пониженной нагрузки аудиторов могли бы по согласованному графику проверять друг друга. Однако возникают опасения, что такие проверки будут недо­статочно строгими. В настоящее время в России существует большое количество профессиональных объединений, конкурирующих между собой за приток новых членов и поступление от них членских взносов и объективно не заинтересованных в том, чтобы отпугивать специалистов и аудиторские организации строгими требованиями. Кроме того, некоторые аудиторы опасаются, что пришедшие к ним с проверкой кол­леги из другой аудиторской организации могут переманивать клиен­тов, заимствовать методические секреты и «ноу-хау», постараются убрать конкурента, ложно обвинив его в низком качестве аудита.

При сложившихся обстоятельствах представляется целесообраз­ным разумное сочетание государственных и общественных методов контроля. Следовало бы передать контроль качества аудита некоторым наиболее авторитетным общественным объединениям и одновремен­но наделить высший государственный орган регулирования аудитор­ской деятельности полномочиями отбирать право на контроль качества аудита у тех общественных объединений, которые скомпрометирова­ли себя потворством своим членам и, напротив, пролонгировать такое право для организаций, делом доказавших свою взыскательность и нетерпимость к нарушителям стандартов. Что касается лицензирован­ных аудиторов и аудиторских организаций, почему-либо не вошедших в объединения, наделенные правом проверки, то их могли бы напря­мую контролировать государственные органы, но с привлечением к работе комиссий или групп квалифицированных специалистов общественных объединений, у которых сложилась хорошая репутация.

Одна из проблем, связанных с внедрением МСА в отечествен­ную практику, заключается в том, что российские аудиторы плохо пред­ставляют себе, что понимается под международными стандартами ауди­та, далеко не все из них хорошо знакомы даже с национальными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ПСАД).

На основе действующих в настоящее время МСА разработан ряд отечественных аналогов. В целом стандарты можно объединить в несколько групп: 1) международные стандарты аудита, близкие к российским; 2) международные стандарты аудита, отличающиеся от российских аналогов; 3) документы МСА, не имеющие аналогов сре­ди российских правил (стандартов); 4) российские правила (стандар­ты) аудиторской деятельности, не имеющие аналогов в системе МСА.

 



{SHOW_TEXT}

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ОРГАНОВ С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ, ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И СЛУЖБОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ И ПРОВЕДЕНИИ РЕВИЗИЙ И ПРОВЕРОК Международные стандарты аудита ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ  ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА, РАЗДЕЛ