Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

Проблемы внедрения международных стандартов аудита в России

Проблемы внедрения международных стандартов аудита в России

 

Мушкатова М.С., Викторова Т.С.

 

Аудиторские организации современной России сумели в достаточной степени укрепить свои позиции. То есть российский аудит развивается, крепнут его позиции в обществе, приближается к мировым эталонам, тенденция совершенствования неотвратима. Пожалуй, основными отличиями, препятствующими выходу российского аудита на уровень западного (и признанию его таковым) является молодость, отсутствие реальных действенных санкций за некачественный аудит и большое отставание в создании и внедрении аудиторских стандартов.

Особенно приятно, что все больше отечественных предприятий формируют свое представление об аудиторских услугах исходя из качественных показателей. Этот положительный опыт позволяет надеяться на то, что аудит и бизнес будут двигаться в едином направлении и синхронно развиваться. Однако для повышения конкурентоспособности отечественного аудита предстоит решить еще немало задач.

Одной из них является стандартизация аудиторской деятельности. Основополагающее место при решении этой проблемы принадлежит международным стандартам аудита (МСА).

Тут же возникает вопрос: «А стоит ли внедрять международные стандарты аудита в России?». Вопрос, который вызывает различные мнения по этому поводу.

С одной стороны, потребность России в иностранных инвестициях и требования прозрачности финансовой отчетности российских предприятий для иностранных пользователей требует, чтобы российские аудиторы работали в соответствии с международными стандартами аудита либо по национальным стандартам, подготовленным в соответствии с международными стандартами аудита.

С другой, многие клиенты не понимают сущности классического аудита, да и просто не заинтересованы в его проведении, растущая аудиторская профессия в России еще не имеет традиций работы в соответствии с общепринятыми в развитых странах этическими нормами, а работа по международным стандартам аудита объективно ведет к усложнению и удорожанию аудита и, следовательно, сегодня ухудшает позиции квалифицированных аудиторов в конкурентной борьбе с теми, кто не соблюдает в работе стандартов.

Но в тоже время, международные стандарты нужно рассматривать, прежде всего, как эффективный инструментарий для выхода на международные рынки капитала, как новый комплексный подход к формированию финансовой информации.

Большинство российских правил (стандартов) аудиторской деятельности представляет собой более подробный и адаптированный для российских специалистов вариант международных стандартов аудита. Таким образом, выполняя требования российских правил (стандартов), российские аудиторы одновременно выполняют и большинство требований международных стандартов аудита.

Конечно, совершенную систему аудита построить невозможно, причем не только в России, но и нигде в мире. Однако вполне возможно создать четко функционирующую надежную институциональную среду. Ведь если компания работает по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), она обязана регулярно проходить аудиторскую проверку. Многие крупные российские компании, которые являются сегодня публичными и котируются на мировых биржах, вынуждены готовить финансовую отчетность одновременно по двум стандартам: по российскому и по международному. Таким образом, компания подвергается как бы двойной проверке. Это отнимает у компании силы и время и является излишним, потому что все в конечном счете упирается в репутацию аудитора, который проверяет отчетность компании. Будь то российский аудитор или международный, его функция – проверка отчетности по принятому стандарту и ее заверение своей подписью, то есть фактически своей репутацией.

В этой связи знание и умелое   использование международных стандартов аудита будет способствовать повышению уровня профессионализма аудиторов и аудиторских организаций.Известно, что страны с достаточно высоким уровнем развития аудита - Канада, Великобритания, Ирландия, США - лишь принимают к сведению положения международных стандартов аудита. Аудиторы ряда стран, в число которых входят Австралия, Бразилия, Индия и Голландия, используют их для разработки национальных стандартов аудита. Страны, не разрабатывающие собственные стандарты аудита, такие, как Малайзия, Нигерия, Фиджи и другие, применяют международные стандарты аудита в качестве национальных. Россия избрала путь самостоятельной разработки правил (стандартов), подготовленных на базе международных стандартов аудита.

В октябре 2000 г. при участии Международного центра по реформе систем бухгалтерского учета вышел в свет первый официальный перевод международных стандартов аудита на русский язык. Однако попытки использовать в качестве российских регламентирующих документов перевод международных стандартов аудита не имели успеха, в основном из-за сложности дословного перевода текста нормативных документов с английского языка на русский. Международные стандарты аудита написаны в повествовательной форме, содержат большое количество примеров и рекомендаций. Российские правила (стандарты) аудита представляют собой изложение международных стандартов доступным для российских специалистов языком и в форме, привычной для лиц, которым такие нормативные документы предназначены.

Российская экономика нуждается в западных инвестициях в конкретные предприятия, для получения которых необходимо убедить инвесторов в целесообразности вложения средств, предварительно предоставив им информацию о состоянии финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Основным документом, отражающим положение предприятия и результаты его хозяйственной деятельности, служит бухгалтерская отчетность. Сторонние инвесторы заинтересованы в том, чтобы она была достоверной. Поэтому отчетность должна быть составлена по понятным для западных инвесторов правилам, а достоверность ее должна быть подтверждена путем проведения внешнего аудита с использованием тех же процедур, что и на Западе. Российские инвесторы также заинтересованы в достоверности отчетности отечественных предприятий и в добросовестном ее аудите. Все это делает очевидной необходимость единых подходов к аудиту у нас и за рубежом.

Тем не менее, у данной точки зрения есть противники, считающие, что специфика России и нынешний уровень ее экономического развития делают нецелесообразным или невозможным применение в нашей стране международных стандартов аудита или местных стандартов, основанных на них. При этом они ссылаются на то, что большинство клиентов гораздо сильнее заинтересованы в налоговых проверках и оптимизации налогов, чем в абстрактном «подтверждении достоверности». К сожалению, в России пока мало квалифицированных инвесторов, действительно анализирующих баланс и данные о прежних прибылях, чтобы принять решение об инвестировании.

Ключевой проблемой при внедрении международных стандартов аудита является контроль выполнения их аудиторскими фирмами. На сегодняшний день квалификация работников государственных контрольно-ревизионных органов не всегда позволяет им разбираться в тонкостях методики аудита. Не в состоянии государство и ассигновать достаточные средства на рост штата государственных проверяющих. У некоторых аудиторов возникают опасения, что конфиденциальная информация, полученная проверяющими в процессе работы, может быть использована во вред клиентам аудиторов, например, сведения об обнаруженных нарушениях могут быть сообщены органам налогового контроля.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимаются несколько организаций. Непосредственно аудиторскими стандартами занимается Комитет по международной аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономного комитета в рамках Международной федерации бухгалтеров (IFАС).

Международные правила (стандарты) проведения аудита, которые издает комитет, способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового, и унификации по мере возможности подхода к аудиту в международном масштабе.

В разных странах по-разному применяют международные стандарты.

Это связано с тем, что стандарты по возможности практического применения делятся на несколько групп. В первую группу входят стандарты, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу, целиком и полностью. Ко второй группе относятся стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными изменениями. Стандарты третьей группы нуждаются не только в уточнениях, но и в создании соответствующих экономических, политических и других условий для их введения. В четвертую группу относят стандарты, использование которых в данной стране зависит от исторических тенденций развития и национальной психологии.

В связи с этим в некоторых странах проявляют осторожность при формировании собственных и применении международных стандартов аудита. Так, например, в Канаде, Великобритании и США, имеющих свои национальные стандарты, международные стандарты аудиторскими организациями только принимаются к сведению. В то же время в других странах, например в Австралии, Бразилии, Голландии и др., международные стандарты используют в качестве базы для разработки собственных.

Именно по этому пути идут крупные отечественные специалисты при разработке стандартов аудита в Российской Федерации.

В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), международные стандарты воспринимаются в качестве национальных.

Аудиторские правила являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать все представители этой профессии.

К общепринятым правилам (стандартам), в зависимости от изменения экономических условий, выпускаются дополнения, подлежащие выполнению аудиторами.

Кроме общепринятых правил (стандартов) аудиторы руководствуются и другими, в том числе аттестационными стандартами прогнозов и планов, а также этическим кодексом аудитора.

Следует иметь в виду, что аудиторские стандарты определяют правильность деятельности аудитора в целом, но не конкретных действий, приемов, способов, процедур, применяемых в процессе проведения проверки, которые могут быть различными и рациональность которых должна быть обоснована.

Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц.

Профессиональные этические принципы аудита - это независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность, добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение. Независимость - принцип аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц.

Честность - принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали.

Объективность - принцип аудита, заключающийся в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг. При этом аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.

Добросовестность - принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей.

Конфиденциальность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Профессиональное поведение - принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу. Аудиторская организация обязана на всех этапах проведения проверки исходить из позиции профессионального скептицизма, принимая во внимание вероятность того, что получаемые аудиторские доказательства и (или) информация об экономическом субъекте могут быть неверными. Аудитор должен быть вежлив и тактичен с клиентом, но ни один настоящий профессионал не подчинит соображениям вежливости свои суждения и выводы. Этика поведения аудитора с коллегами определяет границы приемлемого внутрипрофессионального поведения.

Аудиторская деятельность подразумевает высокую профессиональную компетенцию специалистов-аудиторов. Для достижения заявленного уровня федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусмотрена аттестация на право осуществления аудиторской деятельности.

 

Библиография

 

Аудит: Учебник / Под ред. В.И. Подольского 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: Экономисть, 2007 – 543с.

Аудит: Учебник для вузов 3-е изд. Перераб и доп. / В.И. Подольский, А.А. Савин, А.В. Сотникова и др. под ред. В.И. Подольского М.: Юнити – Дана, 2006 – 583с.

Мерзликина Е.М. Аудит: учебник / Е.М. Мерзликина, Ю.П. Никольская 3-е изд. Перераб и доп. М.: ИНФРА М, 2009 – 368 с.

Мерзликина Е.М. Аудит: учебник / Е.М. Мерзликина, Ю.П. Никольская 3-е изд. Перераб и доп. М.: ИНФРА М, 2007 – 368 с.

Мерзликина Е.М. Аудит: учебник / Е.М. Мерзликина, Ю.П. Никольская 3-е изд. Перераб и доп. М.: ИНФРА М, 2006 – 368 с.

Миронова О.А., Азарская М.А. Аудит: теория и методология: Учеб. Пособ. 2-е изд испр. – М.: Омега – Л, 2006 – 176с.: ил табл.

Миронова О.А., Азарская М.А. Аудит: теория и методология: Учеб. Пособ. 2-е изд испр. – М.: Омега – Л, 2005 – 176с.: ил табл.

Шеремет А.Д. Аудит учебник 5-е изд. Перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2009 – 448с.



{SHOW_TEXT}

Влияние налогов на развитие экономики Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации (основные положения законодательства)» Единый налог на вмененный доход: проблемы, новации и перспективы Особенности анализа ассортимента продукции машиностроительного предприятия (на примере ОАО «Вяземский машиностроительный завод») Особенности производства нового вида продукции на машиностроительном предприятии (на примере ОАО «Вяземский машиностроительный завод») Разработка стратегии маркетинга для ООО «Вяземский электротехнический завод - энергетические системы» Пути рационализации рабочего места бухгалтера на предприятиях ( на примере СФ ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго») ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ Федеральный закон о бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ  ГЛАВА I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ