Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации (основные положения законодательства)»

Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации (основные положения законодательства)»

Мушкатова М.С., Викторова Т.С.

 

К малым предприятиям было разрешено относить предприятия всех форм собственности, установленных Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», как вновь создаваемые, так и действующие, со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек (в том числе в промышленности и строительстве до – 200 человек, в науке и научном обслуживании – до 100 человек, в других отраслях производственной сферы – до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы – до 15 человек).

В настоящее время по государственной регистрации юридических лиц действует Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (СЗ РФ. 2001 г. № 33. С. 3431), Федеральный закон РФ от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (СЗ РФ. 2002 г. № 12. С. 1093) и Постановление Правительства от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» (СЗ РФ. 2002 г. № 20. С. 1872), что является самостоятельной темой, которая может быть опубликована отдельно.

Государственная поддержка малого предпринимательства (ст. 6) осуществляться должна по нескольким направлениям: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности, включая развитие торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Для решения этих и других вопросов федеральные органы исполнительной власти разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства; проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности мер государственной поддержки; организуют разработку и реализацию Федеральной программы; подготавливают предложения об установлении льгот; оказывают содействие субъектам Российской Федерации; координируют деятельность федеральных органов для осуществления поддержки малому предпринимательству.

Между тем, практически весь набор мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства ограничивается с одной стороны частичным финансированием из федерального бюджета, а с другой стороны отсутствием контроля за их выполнением, даже в части частичного финансирования.

Программы поддержки малого предпринимательства (ст. 7) не имеют прямого механизма их осуществления. Закон не предусматривает такой механизм, а, следовательно, программы сами по себе осуществляться не могут. Кроме того, ч. 2 ст. 7 предусмотрены еще государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства. Что же включают в себя эти программы? Это меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местных уровнях. Разве муниципальная программа может включать в себя федеральный уровень такой программы? Каждая из этих программ включает в себя свой собственный уровень программных мероприятий и соответствующего финансирования для его выполнения. Ст. 7 предусматривает целый ряд организационных вопросов, включенных в региональные и муниципальные программы, но они настолько смешаны, что трудно различить к какому уровню программы, указанные в ст. 7, мероприятия относятся. На наш взгляд все уровни мероприятий по программам федерального, регионального и муниципального уровней должны быть четко разграничены. Кроме того, ч. 2 ст. 7 предусматривает, что государственные программы поддержки малого предпринимательства разрабатываются в порядке, установленном действующим законодательством и должны быть соотнесены с государственными программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В чем должно быть выражено это «соотнесение» по этим вопросами ч. 2 ст. 7 не предусматривает.

В ч. 4 ст. 7 предусмотрено, что предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественные объединения вправе самостоятельно разрабатывать и реализовать программы поддержки малого предпринимательства, а также вносить предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о включении отдельных проектов и мероприятий в государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства. Следовательно, на основе действующего законодательства разрабатываются программы поддержки малого предпринимательства только региональные и муниципальные, а все другие предприятия, учреждения и организации могут разрабатывать и осуществлять свои программы без соотнесения с государственными программами поддержки малого предпринимательства.

В ч. 5 ст. 7 указано, что Правительство РФ ежегодно представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в РФ и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании средств федерального бюджета на эти цели. Однако такие доклады почему-то не публикуются, поскольку пока докладывать нечего, да и представления таких докладов Государственная Дума не требует от Правительства РФ.

Далее в ст. 8 Закон предусматривает фонды поддержки малого предпринимательства. Согласно ч. 1 ст. 8 таким фондом может быть некоммерческая организация, которая финансирует программы, проекты и мероприятия, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

Поскольку фонд поддержки малого предпринимательства, являясь к тому же юридическим лицом, имеет такие полномочия, он фактически является коммерческой организацией и «прокручивает» бюджетные деньги в основном в своих интересах для получения дохода (прибыли) и увеличения заработной платы своим работникам, а также для получения других социальных льгот. Если посмотреть чем этот фонд занимается по его основным направлениям, то оказывается, что он содействует в формировании рыночных отношений на основе государственных средств, привлекает и эффективно использует финансовые ресурсы; является заказчиком Федеральной программы поддержки малого предпринимательства; выступает гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставляемых РФ на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитными организациями РФ субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных программ и проектов в области малого предпринимательства и другое.

Фонд создается Правительством РФ, Положение о нем (Устав) утверждается Правительством РФ и это очевидно, что фонд – орган Правительства РФ, в то время как фонд фактически использует бюджетные и другие деньги, которые полностью выходят из-под контроля Государственной Думы. Бюджетное финансирование Правительственных программ должно осуществляться через органы казначейства, а все другие средства, поступившие на цели поддержки малого предпринимательства, должны аккумулироваться и распределяться опять таки через региональные казначейства для выполнения программ государственной поддержки малого предпринимательства субъектам РФ, а не сосредотачиваться на счетах фактически коммерческих организаций–фондов. Если у нас сегодня около 300 различных президентским и правительственных программ, у каждого субъекта РФ различных программ до 2–3 десятков, в каждом городе и районе свои программы, то сколько же у нас различных фондов, «обслуживающих» все эти программы?

Фонды – это посредники, которые в программно-финансовой деятельности проявляют свой интерес к чужим, по сути-дела, деньгам, что отмечалось при проверке деятельности многих таких фондов. По сути, создаются дополнительные «кормушки», где можно взять при случае деньги и куда можно устроить сокращенных из министерств и ведомств работников.

Подтверждением того, что у нас на каждую программу создается фонд, является ч. 3 ст. 8 комментируемого Закона. Записано, что государственными и муниципальными, в том числе специализированными, фондами поддержки малого предпринимательства являются учрежденные уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) ФОНДЫ, в установленном капитале, которых участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляет не менее 50 процентов. Доходы от деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных данным законом.

Для того чтобы получить деньги из таких фондов необходимо представить технико-экономическое обоснование программ, проектов и мероприятий. Фонд может предоставить субъектам малого предпринимательства кредит, ссуду, краткосрочный заем без приобретения лицензии на банковскую деятельность, в то время как все эти и другие финансовые операции могут выполнять лицензированные банки.

Кроме того, фонды (ч. 3 ст. 8) выполняют функции залогодателя, поручителя, гаранта по денежным обязательствам малого предприятия, что также могут выполнять банки, а также другие операции по финансам и расчетам.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства предусмотрено ст. 9 в соответствии с налоговым законодательством. Если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшим законодательством, то в течение первых 4-х лет своей деятельности малые предприятия подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Могут быть установлены и другие льготы по налогообложению для субъектов малого предпринимательства, фондов, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также для предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг.

Одной из льгот (ст. 10) является ускоренная амортизация основных средств производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с этим малые предприятия могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3-х лет. В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения 1 года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли малого предприятия.

Кредитование малых предприятий осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом сами кредитные организации пользуются при этом льготами, в порядке установленном законодательством Российской Федерации. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются кредитным договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства, которые вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично неполученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

Кроме фондов в соответствии со ст. 12 Закона создаются в России еще и общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, которые аккумулируют временно свободные денежные средства участников этих обществ в целях оказания им финансовой помощи. Эти общества вправе: не размещать обязательные резервы в Центральном банке РФ; поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитной организации; определять размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки и условия оказания им финансовой помощи; не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками указанных обществ.

Это еще один посредник в системе кредитования субъектов малого предпринимательства, который еще раз аккумулирует свободные денежные средства, часть которых пойдет на содержание аппарата такого общества, на разного рода социальные выплаты.

Субъекты малого предпринимательства и страховые организации, которые их страхуют, пользуются льготами (ст. 13), предусмотренными действующим законодательством. Фонды вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично неполученные ими доходы по страхованию на льготных условиях субъектов малого предпринимательства. Размер, порядок и условия выплаты такой компенсации предусматриваются договором фонда со страховой организацией.

Поскольку малые предприятия выпускают определенную продукцию, они могут выполнять определенную долю государственных заказов и заключать контракты на поставку такой продукции. У субъектов малого предпринимательства может размещаться до 15 процентов от общего объема поставок для государственных нужд конкретного вида продукции, которые каждое малое предприятие может получить на основе конкурса между малыми предприятиями (ст. 14).

Малые предприятия могут также участвовать во внешнеэкономической деятельности, в международных выставках и ярмарках, осуществлять экспортно-импортные операции.

Особенностью таких договорных отношений (ч. 2 ст. 15) является то, что размер, порядок и условия компенсации расходов, связанных с поддержкой внешнеэкономической деятельности, устанавливаются договором между субъектом малого предпринимательства и соответствующим государственным (муниципальным) фондом поддержки малого предпринимательства. Здесь чувствуется ненужная опека субъектов малого предпринимательства, которые при убыточности экспортно-импортных операций не должны ими заниматься. При наличии договора с фондом, малое предприятие получит компенсацию, но кому нужна такая внешнеэкономическая деятельность?

Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать полностью или частично субъектам малого предпринимательства расходы, связанные с информационным обслуживанием их деятельности (ст. 16). Размер, порядок и условия выплаты такой компенсации устанавливаются договором. Здесь уместно заметить, что фонд вправе, но не обязан компенсировать такие расходы и заключать договор, поэтому любой субъект малого предпринимательства может получить от фонда отказ в компенсации этих и других расходов.

Производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства (ст. 17) предусматривает комплекс мероприятий по содействию субъектам малого предпринимательства в обеспечении их современным оборудованием и технологиями, в создании сети технологических парков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления размещают заказы на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции, предоставляют здания, сооружения, оборудование, производственные и служебные помещения, иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности. Все это может предоставляться на льготных условиях. Основным видом предоставления государственного и муниципального имущества должна быть не бесплатная выдача и раздача за взятки, а в основном аренда с выкупом имущества.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства. Учреждения и организации, осуществляющие подготовку кадров, пользуются соответствующими льготами, установленными законодательством (ст. 18).

Субъекты малого предпринимательства могут создавать союзы (ассоциации) как общественные объединения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого бизнеса, добросовестной конкуренции, защиты своих интересов (ст. 19). Государственная поддержка таких союзов и ассоциаций заключается в том, что им предоставляются СМИ, они участвуют в подготовке законопроектов по малому предпринимательству и другое.

В настоящее время в Государственной Думе РФ находятся 4 проекта законов по налогообложению малого и среднего бизнеса. Планируется снизить ставку налога при упрощенной системе налогообложения с 8 до 6% (когда объектом налогообложения является доход ), с 20 до 15%, когда налог берется с прибыли, установить права организаций и индивидуальных предпринимателей переходить на упрощенную систему при доходе от реализации, не превышающим 10–15 млн. руб. в год, а единый социальный налог, отменить с 1 января 2002 г.

Постановлением губернатора Хабаровского края – Председателя Правительства края от 17 июня 2002 г. № 297 утверждено в новой редакции положение о краевом ежегодном конкурсе «Предприниматель года». Будем надеяться, что таких предпринимателей малого и среднего бизнеса в нашем крае будет больше («ТОЗ» за 22 июня 2002 г. С. 2).

Таковы основные положения законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации.

 

БИБЛИОРГАФИЯ

Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (СЗ РФ. 2001 г. № 33. С. 3431).

Федеральный закон РФ от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (СЗ РФ. 2002 г. № 12. С. 1093).

Экономическая статистика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА – М, 2007.- 736с.

Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 541с.

 



{SHOW_TEXT}

Совершенствование системы планирования на предприятии (анализ и предложения на примере ОАО «Молочно-консервный комбинат» г. Гагарин Смоленской области) Влияние вида и типа организационной структуры предприятия на эффективность его работы Организация процесса эффективного планирования в организации Личностные характеристики руководителя как составляющая часть трудового потенциала предприятия Влияние налогов на развитие экономики Единый налог на вмененный доход: проблемы, новации и перспективы Особенности анализа ассортимента продукции машиностроительного предприятия (на примере ОАО «Вяземский машиностроительный завод») Особенности производства нового вида продукции на машиностроительном предприятии (на примере ОАО «Вяземский машиностроительный завод») Проблемы внедрения международных стандартов аудита в России Разработка стратегии маркетинга для ООО «Вяземский электротехнический завод - энергетические системы»