Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ВЕДЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

ТЕМА 6. ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ВЕДЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

1. Проверка правильности формирования  и  ведения  учетной политики предприятием

 

Учетная политика является одним из основных документов , который устанавливает , как в организации ведется учет . В ней следует отразить только те вопросы , для решения которых действующее  законодательство предусматривает несколько вариантов.

С 1 января 2002 года начала действовать глава 25 Налогового кодекса РФ « Налог на прибыль организации», которая вводит такое понятие, как налоговый учет. Причем порядок признания доходов и расходов, а также отражения некоторых хозяйственных операций в целях налогового учета значительно отличается от порядка, который применяется для учета бухгалтерского. Поэтому теперь, разрабатывая учетную политику, организации необходимо определить в ней методы ведения  как бухгалтерского, так и налогового учета.

Учетная политика предполагает целостность ведения системы бухгалтерского учета в организации и охватывает все его составляющие:

методологическую, связанную с определением порядка проведения отдельных учетных операций, не противоречащих действующему законодательству и нормативным актам РФ;

налоговую, позволяющую систематизировать данные бухгалтерского учета для правильного исчисления налогооблагаемой базы и конкретизировать варианты расчетов с бюджетом по налогам и сборам;

организационную, затрагивающую вопросы построения и определения места бухгалтерской службы в системе управления организации;

техническую, определяющую способы работы с документацией и информацией.

Структура учетной политики.

Учетную политику можно условно разделить на три раздела.

Первый – это организационно-технический раздел. В нем необходимо предусмотреть:

рабочий  план счетов бухгалтерского учета. В нем должны быть как синтетические, так и аналитические счета, на которых  ведется учет;

формы первичных учетных документов для хозяйственных операций, по которым не утверждены типовые бланки. В этих документах обязательно должны быть предусмотрены реквизиты, которые перечислены в ст.9 Федерального закона от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

формы регистров налогового учета. В этих формах необходимо указывать реквизиты, приведенные в ст.313 Налогового кодекса РФ;

правила документооборота, устанавливая эти правила, следует руководствоваться Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено Минфином СССР от 29 июля 1983 г. № 105);

порядок контроля за хозяйственными операциями .

Второй раздел - это учетная политика для  целей  бухгалтерского учета. В нем  нужно установить:

способы амортизации основных средств и нематериальных активов;

порядок учета и списания в производство сырья и материалов;

перечень резервов, которые будет создавать предприятие;

порядок списания общехозяйственных расходов и т.д.

Третий раздел - учетная политика для целей налогообложения. Здесь нужно отразить порядок определения выручки, которому будет следовать организация , исчисляя НДС и налог на пользователей  автомобильных дорог. Кроме того, в этом разделе необходимо указать, как будут признаваться доходы и расходы, а также учитываться отдельные хозяйственные операции в целях исчисления налога на прибыль.

Основные направления проведения проверки.

При проверке правильности ведения учетной политики  организацией ревизор (инспектор, аудитор) рассматривает:

соответствие учетной политики Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и правилам ведения  бухгалтерского учета, изложенным в законодательных и нормативных актах РФ;

наличие и содержание внутреннего приказа или протокола собраний акционеров об учетной политике;

обеспечение выполнения принципиальных положений организации бухгалтерского учета;

целесообразность и правомерность применения способов бухгалтерского учета, введенных в учетной политике;

последовательность выполнения предприятием учетной политики;

соответствие учетной политики условиям хозяйственной деятельности и совершаемым предприятием операций;

соответствие учетной политики применяемым расчетам по установленным ставкам и нормативам и др.

При проверке учетной политики предприятия ревизор должен убедиться, что в ней соблюдены принципы бухгалтерского учета:

учет имущества других юридических лиц осуществляется обособленно от материальных ценностей, являющихся собственностью предприятия;

изменения в учетной политике предприятия возможны при его реорганизации, смене собственников, изменений в законодательстве Российской Федерации или в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, а также в случае разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий его деятельности;

доходы и расходы относятся на счета по их учету сразу после их начисления, за исключением случаев, указанных в национальных стандартах.

Ревизор, изучая рабочий план счетов, используемый предприятием, должен убедиться, что этот план содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. Следует также проверить, что бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций банка ведется в валюте Российской Федерации.

Проверка форм первичных учетных документов, используемых предприятием, осуществляется для выявления документов, являющихся основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета. Предприятие может самостоятельно разрабатывать формы первичных учетных документов только для оформления тех хозяйственных и финансовых операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

Проверка используемых предприятием методов оценки видов имущества и обязательств является важной  процедурой, поскольку эти методы непосредственно связаны с обеспечением достоверности бухгалтерского учета.

В учетной политике предприятия должно быть предусмотрено, что основные средства учитываются на счетах в их первоначальной оценке, которая определяется для объектов:

внесенных акционерами в счет вкладов в уставный капитал банка - по условиям договора между сторонами;

полученных безвозмездно - экспертным путем или по данным документов приема-передачи основных средств;

приобретенных за плату - исходя из фактически произведенных затрат, включая расходы по доставке, монтажу, сборке и установке, таможенные пошлины, не возмещаемые налоги, регистрационные сборы, государственные пошлины и иные платежи, возникающие в связи с приобретением права собственности на объекты основных средств;

построенных хозяйственным или подрядным способом - по фактической себестоимости строительства.

Нематериальные активы учитываются в первоначальной оценке, которая определяется для объектов:

приобретенных за плату - исходя из фактически произведенных затрат по приобретению и приведению объектов в состояние готовности;

полученных безвозмездно - экспертным путем;

изготовленных предприятием - по себестоимости, включающей затраты  на изготовление и доведение до состояния, в котором они становятся пригодны к использованию.

Хозяйственные материалы должны отражаться в бухгалтерском учете по фактической стоимости, которая включает все расходы, связанные с приобретением и доведением их до состояния, в котором они становятся пригодными для использования в производственных целях.

Проводя проверку используемых предприятием методов оценки финансовых вложений, необходимо исходить из того, что:

вложения в уставный капитал других организаций (дочерних и зависимых акционерных обществ) отражаются в учете по покупной стоимости акций после получения предприятием документов, подтверждающих переход к нему права собственности на акции;

вложения в уставный капитал отражаются по фактическим затратам средств;

вложения в долговые и прочие обязательства приходуются на баланс по покупной стоимости. Непереоцениваемые долговые обязательства продолжают учитываться на балансовых счетах по покупной стоимости. Балансовая стоимость долговых обязательств, подлежащих переоценке, изменяется по мере изменения рыночного курса;

вложения в акции сторонних эмитентов отражаются в учете по цене приобретения и дальнейшей переоценке не подлежат;

собственные акции банка, выкупленные у акционеров, приходуются на баланс по номинальной стоимости и т.д.

В ходе проверки налоговой составляющей учетной политики необходимо ознакомиться с соответствующими элементами этой политики и предвидеть их налоговые последствия. При этом следует учитывать, что предприятиям дано право самостоятельно выбирать варианты расчетов с бюджетом по таким налогам, как налог на прибыль, НДС. Выбор того или иного варианта должен быть закреплен в учетной политике.

При проверка предусмотренных в учетной политике предприятия правил документооборота необходимо убедиться, что разработанное и утвержденное  Положение о документообороте соответствует требованиям Типового перечня документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения.

Необходимо также убедиться, что Положение о документообороте содержит пункты, согласно которым все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, подлежат оформлению и отражению по счетам бухгалтерского учета в этот же день.

Порядок изучения технологии обработки информации зависит от выбранного предприятием варианта компьютерной обработки данных (КОД). В ходе проверки ревизор должен убедиться, что выбранная  система КОД обеспечивает вывод на печать документов, подлежащих обязательному распечатыванию, с определенной периодичностью. 

 

2. Проверка  состояния   бухгалтерского учета  и отчетности 

 

Для  того чтобы выяснить состояния бухгалтерского учета и отчетности, необходимо выполнить три этапа:

изучение  локальных, регламентирующих бухгалтерский учет;

проверка  соответствия бухгалтерского учета и отчетности действующей нормативно-правовой базе;

анализ отчетности по составу и содержанию;

При выполнении процедуры изучения локальных актов, регламентирующих бухгалтерский учет следует в первую очередь ознакомиться с приказом об учетной политике, в котором определены варианты учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также форма, техника ведения и организация бухгалтерского учета, исходя из особенностей своей деятельности.

При изучении локальных актов необходимо установить, имеется ли утвержденное в установленном порядке  Положение о бухгалтерской службе и как оно выполняется, а также проверить установлены ли главным бухгалтером (руководителем бухгалтерской службы) служебные обязанности для работников бухгалтерии.

При проверке соответствия бухгалтерского учета и отчетности действующей нормативно-правовой базе следует выяснить:

- выполняются ли главным бухгалтером обязанности, возложенные на него Федеральным законом от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», по организации бухгалтерского учета и контролю за обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей;

- своевременно ли предоставляются бухгалтерии все необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы;

- ведутся ли все предусмотренные инструкциями и приказами Минфина РФ учетные регистры, правильность, своевременность и аккуратность записей операций в этих регистрах;

- соответствие остатков на начало года в учетных регистрах данным за предыдущий год, выведены ли итоги оборотов за месяц и в надлежащих случаях с начала года, а также остатки по соответствующим субсчетам;

- наличие подлинных документов, своевременность и правильность их составления, оформления и соответствия их установленным формам;

- правильно ли оформлены и составлены регистры бухгалтерского учета (журналы-ордера, накопительные ведомости);

- соответствуют ли итоги остатков по каждой группе аналитических счетов оборотных ведомостей итогам остатков этих субсчетов книги «Журнал-главная» и показателям финансовой отчетности. При выявлении несоответствий следует вычислить величину отклонений по каждому из бухгалтерских счетов.

Величина отклонения показателей финансовой отчетности от итоговых остатков аналитических счетов будет свидетельствовать о величине искажения финансовой отчетности.

Необходимо учесть, что искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

- выполняются ли предложения по результатам предыдущих проверок состояния бухгалтерского учета и отчетности;

- соблюдаются ли установленные правила хранения в бухгалтерии первичных документов, учетных регистров и других бухгалтерских документов текущего года и за прошлые годы до передачи их в архив.

При анализе отчетности по составу и содержанию необходимо установить:

1) правильность составления отчетности в объемах и по формам, установленным Министерством финансов РФ;

2) правильность и полноту заполнения показателей, предусмотренных в формах отчетности, согласованность взаимосвязанных показателей , приведенных в отдельных формах, между собой и с балансом , а также правильность арифметических подсчетов ;

3) соответствие данных синтетического и аналитического учета данным форм бухгалтерской отчетности.

 

3. Пример проверки организации первичного учета на участке списания сырья, материалов и полуфабрикатов в производство

 

     Процедура 1 "Проверка  достоверности  (полноты  и  точности) фактов  списания ТМЦ в производство"                                       

     Процедура 2 "Проверка оперативности регистрации фактов списания  МЦ      на носителях информации"                                           

     Процедура 3  "Проверка  законности  первичной  учетной документации     (ПУД), оформляющей списание ТМЦ в производство"                    

     Процедура 4 "Проверка соблюдения графика документооборота"         

     Процедура 5 "Проверка  полноты  и  точности регистрации документа в      учетных регистрах"                                                  

     Процедура 6 "Проверка организации хранения документов и организации      доступа к ПУД"                                                     

.

Хозяйственные операции по списанию товарно-материальных ценностей (ТМЦ) в производство в большой промышленной организации относятся к операциям с повышенным уровнем риска по следующим причинам:

1. Вероятность санкционированного списания ТМЦ под несуществующие заказы и объемы выпуска. Цель - увеличение себестоимости выпуска и снижение налогов на прибыль и имущество (в данном случае может иметь место сговор между должностными лицами).

2. Вероятность хищения товарно-материальных ценностей.

3. Огромный объем совершаемых операций и соответственно большой массив первичной учетной документации (ПУД), следствием чего могут стать:

отсутствие оправдательных документов;

несанкционированное списание ТМЦ (отсутствие реквизитов, придающих документам юридическую силу);

утеря документов.

4. Искажение фактов списания ТМЦ вследствие технических ошибок при подсчете и измерении совершаемых операций на стадии сбора и регистрации информации.

Основная цель проверки системы организации первичного учета (СОПУ) на этом участке - установить достоверность фактов списания ТМЦ в производство и гарантировать качество оправдательной первичной документации. Это необходимо для того, чтобы при дальнейшей проверке данного участка учета аудитор мог с уверенностью опираться на данные первичного учета (в частности, при проверке соответствия корреспонденций счетов, сумм оборотов и остатков в регистрах учета, способов списания ТМЦ, сумм, списанных на себестоимость произведенной продукции, и т.д.).

При проведении проверки первичного учета на данном участке проверке подвергаются три подсистемы, входящие в СОПУ (система сбора и регистрации оперативного факта, система ПУД, система организации работы с документацией). Также учитываются результаты анализа четвертой подсистемы СОПУ (среда функционирования СОПУ) и анализа системы внутреннего контроля (СВК) на данном участке, после чего выявляются типичные ошибки и нарушения, свойственные построению системы первичного учета на данном участке для организации, определяется перечень рекомендаций руководству фирмы и дается заключение о качественности и достоверности системы первичного учета в данной организации для проведения следующих этапов проверки.

Оценивая состояние СВК на проверяемом участке учета, ревизору следует воспользоваться результатами опроса, проведенного среди респондентов, имеющих отношение к данному разделу учета. Среди них: главный бухгалтер, старший бухгалтер материальной группы, заведующие складами, работники складов, работники службы внутреннего контроля.

 

 



{SHOW_TEXT}

ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РЕВИЗИЯ СОХРАННОСТИ И УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ РЕВИЗИЯ СОХРАННОСТИ И УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННЫМИ КОМИССИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРКА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА, С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ, С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ОРГАНОВ С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ, ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И СЛУЖБОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ И ПРОВЕДЕНИИ РЕВИЗИЙ И ПРОВЕРОК Международные стандарты аудита ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ  ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА