Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 
1. Классификация видов контроля
 

В зависимости от вида информационного обеспечения конт­роля различают документальный контроль и фактический конт­роль.

Документальный контроль - это проверка документов. Напри­мер, в Положении о финансовом контроле в Министерстве оборо­ны, утвержденным приказом министра обороны СССР от 19.09.82 г. № 200, указывается, что основным методом ревизии яв­ляется проверка законности и достоверности совершенных финан­сово-хозяйственных операций по подлинным первичным оправ­дательным документам за весь период, прошедший с начала про­ведения предыдущей ревизии, или за больший срок, установленный начальником, назначившим ревизию.

Фактический контроль предполагает проверку контролируемых объектов в натуре путем инвентаризации, осмотра материальных объектов, контрольного завеса и т.д.

Данная классификация является основой деления методов контроля на документальные и фактические. Наиболее эффектив­но сочетание двух видов контроля, но в некоторых случаях невоз­можен либо фактический контроль (имущество территориально удалено или утрачено), либо документальный (например, докумен­ты уничтожены при пожаре). Поэтому иногда осуществляется только один вид контроля. На выбор вида контроля может влиять оценка вероятности искажения данных, недобросовестности про­веряемой организации, целесообразности и экономичности осу­ществления контрольного мероприятия.

Разграничение контроля на камеральный и выездной наиболее характерно для государственных органов финансового контроля.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения конт­рольного органа, и как правило, является документальной. Выез­дная проверка проводится по месту нахождения проверяемой ор­ганизации и может быть как документальной, так и фактичес­кой.

Аудиторские проверки, как правило, выездные. Но небольшие организации, не имеющие существенных остатков основных средств, запасов, могут предоставлять документы непосредственно в аудиторскую организацию, что не противоречит Закону «Об ау­диторской деятельности».

Судебно-бухгалтерская экспертиза, как правило, является ка­меральной и документальной, если рассматриваемые вопросы не требуют изучения состояния имущества и т.п.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Под плановой выездной проверкой понимается проверка дея­тельности организации, проводимая группой инспекторов по мес­ту нахождения и/или ведения деятельности организации, вклю­ченная в план выездных проверок контрольной службы. Плановая выездная проверка проводится с предварительным уведомлением организации.

Уведомление организации о проведении плановой выездной проверки осуществляется посредством телефонной, факсимильной или электронной связи не позднее чем за пять рабочих дней до даты начала проверки. К письменному уведомлению может быть приложен список документов, которые организация обязана пред­ставить инспекторам в указанный в уведомлении срок.

Проверка организации, не включенная в план выездных прове­рок, является внеплановой; она проводится группой инспекторов по месту нахождения и/или ведения деятельности организации и назначается с целью проверки исполнения предписаний об устра­нении выявленных нарушений, исполнения требования законода­тельства и в иных случаях, предусмотренных федеральными зако­нами, актами Президента и Правительства Российской Федера­ции.

В зависимости от момента совершения контролируемых операций различают следующие виды контроля:

1) предварительный;

2) текущий (оперативный);

3) последующий.

В гл. 26 ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что законодательные (представительные) органы, пред­ставительные органы местного самоуправления осуществляют сле­дующие формы финансового контроля:

предварительный — в ходе обсуждения и утверждения проек­тов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

текущий (оперативный) — в ходе рассмотрения отдельных во­просов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, ко­миссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими за­просами;

последующий — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

В зависимости от охвата операций управляемого субъекта в ходе осуществления контроля различают следующие виды контроля: те­матический (частичный); комплексный (полный)

В действующих нормативных документах лишь упоминается о комплексной ревизии, ее определение содержится в исторически более ранних документах. Например, в соответствии с упомянутым Положением о финансовом контроле в Министерстве обороны, ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий, строительных, проектных, конструкторских и других организаций, осуществляющих производственную деятельность и состоящих на хозяйственном расчете, должны проводится комплексно, т.е. с од­новременной проверкой всех участков и отраслей их деятель­ности.

Комплексными, как правило, являются также ревизии финан­сово-хозяйственной деятельности предприятий, научно-исследо­вательских и научно-испытательных учреждений, других учрежде­ний и организаций, осуществляющих операционно-производственную деятельность и состоящих на сметно-бюджетном финансировании.

Основные задачи комплексной ревизии — всесторонняя про­верка состояния экономики предприятий, учреждений и органи­заций, анализ их производственной и операционной деятельности, проверка использования производственных мощностей, внедрения передового опыта и научной организации производства и труда, применения прогрессивных норм расходования сырья, материа­лов, топлива, пара, воды и электроэнергии, осуществления меро­приятий по снижению себестоимости и обеспечению высокого качества продукции и строительно-монтажных работ, выполнения хозяйственных и финансовых планов.

Для проведения комплексной ревизии создается ревизионная группа во главе с руководящим должностным лицом. В состав группы включаются специалисты, способные глубоко проверить и дать объективную оценку производственной и финансово-хозяй­ственной деятельности.

Тематические контрольные проверки - это форма текущего фи­нансового контроля однородных хозяйственных операций, выполняемых объединениями, предприятиями, например использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечения со­хранности государственной собственности. Тематические провер­ки имеют сходство с текущими проверками, но проводятся по бо­лее широкому кругу показателей конкретной темы с применением методов экономического анализа, вычислительной техники и при­влечением специалистов различного профиля. Если в процессе текущего обследования применяются в основном методы факти­ческого контроля, то при тематических проверках используются планово-нормативная и договорная информация, данные бухгал­терского учета, хронометражные наблюдения, проводятся выбо­рочные инвентаризации ценностей.

В зависимости от уровня организации финансового контроля раз­личают финансовый контроль на уровне:

государства;

субъекта Федерации;

муниципалитета;

отрасли;

отдельного предприятия;

структурного подразделения (цеха, участка и т.д.) организа­ции.

В зависимости от нормативной базы осуществления контроля раз­личают финансовый контроль, осуществляемый на основании:

Конституции РФ, конституционных федеральных законов;

федеральных законов Российской Федерации;

законов субъектов Российской Федерации;

нормативных актов федеральных органов  исполнительной власти;

нормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

локальных нормативных актов организаций;

В зависимости от сферы осуществления финансового контроля различают следующие его виды:

валютный;

налоговый;

таможенный;

наличного денежного оборота и др.

В связи с тем, что названные сферы существенно различаются, для их проверки могут создаваться специальные контрольные ор­ганы (например, соблюдение налогового законодательства Россий­ской Федерации проверяет Федеральная налоговая служба).

В зависимости от источника финансирования различают следу­ющие виды финансового контроля:

за счет проверяемого субъекта;

а счет управляющего субъекта;

за счет третьих лиц.

Средства проверяемого субъекта являются источником финан­сирования коммерческого финансового контроля, оплаты услуг внешних аудиторских организаций. За счет проверяемого субъек­та организуется также и внутренний контроль, формой оплаты которого является оплата труда внутренних ревизоров.

Государственный контроль осуществляется, как правило, за счет средств управляющего субъекта, т.е. соответствующей статьи государственного бюджета. Поскольку организации формируют доходную часть бюджета в форме уплаты налогов, фактически та же налоговая проверка косвенно финансируется за счет самих же налогоплательщиков. Но при проверке бюджетных организаций источником финансирования является управляющий субъект.

Финансовый контроль за счет третьих лиц осуществляется крайне редко. Примером может быть общественный контроль, осуществление которого ведется за счет собранных инициаторами средств.

Сочетание видов финансового контроля по разным критериям его классификации может быть различным. Например, финансо­вый контроль за правильностью уплаты налоговых платежей орга­низацией, осуществляемый государственными органами (Феде­ральной налоговой службой), является внешним по отношению к проверяемой организации, но проверку правильности уплаты на­логов можно поручить и аудиторской организации (внешний конт­роль) или внутренним аудиторам (внутренний контроль).

 

 

В зависимости от структуры взаимоотношений лиц, осущест­вляющих контроль, и управляемого субъекта, различают следу­ющие виды контроля:

внешний;

внутренний;

смешанный.

Деление контроля на внешний и внутренний является относи­тельным, а потому сложным понятием.

Государственный контроль для большинства организация яв­ляется внешним. Однако в некоторых случаях государственный контроль может классифицироваться как внутренний, например, проверка отраслевым министерством подчиненного федерального унитарного предприятия1.

Коммерческий (аудиторский) контроль, для проверяемых ор­ганизаций в большинстве случаев является внешним. В то же вре­мя внешняя аудиторская организация может на основании дого­вора исполнять функции внутреннего контроля, в этом случае будет проводиться внутренний контроль, но силами сторонней организации.

Внутрихозяйственный контроль, как правило, внутренний. Од­нако, если отдел внутреннего контроля создан в структуре мате­ринской компании, а проверке подлежит деятельность дочерней компании, по сути контроль для дочерней компании является внешним, а в рамках группы компаний — внутренним.

Смешанным видом контроля является деятельность таких кон­тролирующих субъектов:

совет директоров или наблюдательный совет;

ревизионная комиссия;

службы финансового контроля материнской компании хол­динга, осуществляющие контроль дочерних компаний.

Так, в состав совета директоров (наблюдательного совета) и ре­визионную комиссию акционерного общества (АО) могут изби­раться физические лица, не являющиеся работниками или акцио­нерами данного АО. Поэтому статус данных органов двоякий: с одной стороны, это органы АО, а с другой стороны, исходя из спо­соба их формирования и полномочий они могут состоять из внеш­них по отношению к АО лиц, например, представителей владель­цев крупных пакетов акций. Независимость членов ревизионной комиссии по отношению к АО реализуется через нормы ст. 85 Фе­дерального закона Российской Федерации «Об акционерных об­ществах»:

Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.

Акции, принадлежащие членам совета директоров (на­блюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комис­сии (ревизора) общества».

Аналогичным образом службы финансового контроля материн­ской компании холдинга занимают двоякое положение: по отно­шению к материнской организации они являются внутренним, а по отношению к дочерним компаниям - внешним органом фи­нансового контроля. Данное обстоятельство придает проблеме независимости контролера и его непредвзятости особое значе­ние.

Общественный контроль в большинстве случаев внешний. Но возможны случаи использования и внутреннего общественного контроля, например со стороны совета трудового коллектива.

 

 

Особую форму имеют отношения внешнего коммерческого (ау­диторского) контроля и внутреннего финансового контроля. Внешний аудитор может изучать и использовать в своей работе документы, подготовленные внутренними службами контроля. Однако внешний аудитор имеет право не доверять внутреннему контролю, предполагая его заинтересованность в искажении дан­ных отчетности организации.

Внешние аудиторы оказывают важное воздействие на качество внутреннего контроля, в том числе путем его обсуждений с ме­неджментом и советом директоров или комитетом по аудиту и ре­комендаций по его улучшению.

Внешняя аудиторская организация должна иметь право сво­бодно и в полном объеме общаться с внутренними аудиторами.

Для эффективного использования работы внутреннего аудита внешнему аудитору следует:

рассмотреть план работы службы внутреннего аудита за ин­тересующий период и обсудить его на возможно более ранней ста­дии аудита;

определить порядок встреч с сотрудниками службы внутрен­него аудита;

заранее договориться о сроках проведения работ, объеме ау­диторской выборки, уровнях тестов, методах определения выбор­ки и порядке документального оформления выполненной работы, которая будет проведена внутренними аудиторами.

В случае использования работы внутренних аудиторов на эф­фективность аудиторской проверки может повлиять выполнение следующих действий:

взаимная координация планов аудиторской проверки;

обмен отчетами;

регулярные рабочие встречи;

свободный и открытый взаимный доступ к рабочей докумен­тации;

совместное представление отчетов руководству и (или) соб­ственникам экономического субъекта;

общий порядок документирования аудита.

Аудиторская организация должна иметь доступ к интересую­щим ее отчетам внутреннего аудита и быть информирована по любому важному вопросу, который, по мнению внутреннего аудито­ра, может оказать влияние на работу аудиторской организации.

 



{SHOW_TEXT}

Учет материально-производственных запасов. Оформление документов по перемещению материалов с помощью программы «1С Предприятие» Учет материально-производственных запасов. Оформление документов по отгрузке материалов на сторону с помощью программы «1С Предприятие» ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ Контроль и ревизия ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РЕВИЗИЯ СОХРАННОСТИ И УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ РЕВИЗИЯ СОХРАННОСТИ И УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННЫМИ КОМИССИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРКА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА, С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ, С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ВЕДЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ