Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

ТЕМА 1. ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

 

1. Сущность, роль, функция и задачи государственного финансового контроля, в том числе внутреннего контроля в управлении экономикой.

 

Даже самое поверхностное знакомство с тем, что предпринимается в области государственного финансового контроля свидетельствует о том, что по мере развития рыночной экономики и с усилением ее социальной ориентации контрольно-финансовые функции государства усложняются и приобретают все большую значимость по защите финансовых прав интересов граждан. В России всегда существовало понимание , что государственный финансовый контроль – это неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций по управлению страной. И до 1917 года, и после государство всегда имело мощные органы финансового контроля, которым были представлены широкие права по пресечению и злоупотреблений, и «бескорыстных» нарушений финансовой дисциплины.

Масштабный характер нарушений финансовой дисциплины, связанных с уклонением от уплаты налогов, легализацией доходов, полученных незаконным путем, нецелевым использованием государственных бюджетных средств, «перекачка» государственных средств в частные структуры, незаконное отчуждение государственной собственности, а зачастую и прямые хищения государственных средств – все это реалии экономики нашей страны на протяжении последних 15 лет.

Экономическая безопасность государства, по большому счету – это экономический суверенитет, заставил государство в последние 5 – 7 лет пристально взглянуть на проблему создания высокоэффективной системы государственного финансового контроля как важного условия роста страны и укрепления государственности. Это понимание нашло отражение в стратегии развития нашего государства нашедшей в выступлении президента РФ В.В. Путина об удвоении ВВП к 2010 году.

Исключительная актуальность вопросов организации эффективной системы государственного финансового контроля, предотвращающей усиление позиций теневой экономики, позволяет рассматривать эту систему в качестве одного из важнейших направлений государственных реформ в стране. Создание системы государственного финансового контроля, отвечающей потребностям государственного управления на современном этапе, предполагает реализацию совокупных мер методологического, правового и организационного характера.

Обобщая большинство высказываний ведущих экономистов страны по вопросам финансового контроля (Ю.А. Данилевского, Л.Н. Овсянникова, В.Ф. Палия, В.Г. Панскова, Н.Д.Погосяна, Ю.В. Петровой, В.В. Бурцева) можно перечислить главные проблемы, стоящие перед государственным финансовым контролем в настоящее время:

отсутствие четкой и полной нормативной базы. Государственный финансовый контроль не стандартизирован, отсутствуют общие для всех контрольных органов правила, не регламентирована его периодичность;

контрольная деятельность государственных органов не отвечает предъявленным требованиям сегодняшнего дня, существующая система отчетности в некоторых контрольных органах не позволяют судить о реальном исполнении ими своих функций;

не определено место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в его целостной системе. В результате отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, имеет место нерациональное разделение обязанностей между субъектами контроля;

в деятельности контролирующих органов происходит пересечение направлений. Отсутствие соответствующей координации порождает неоправданное дублирование и параллелизм. органы государственного финансового контроля в реальной практике слабо взаимодействуют, коммуникационные системы между ними нерациональны, имеет место разобщенность и  раздробленность в политике финансового контроля, отсутствует единая информационная база.

Для создания единой системы государственного финансового контроля в стране нужно в первую очередь разработать и принять Федеральный закон об основах государственного финансового контроля в Российской Федерации, в котором были бы определены не только органы государственного финансового контроля, но и их функции и полномочия. Принципиальное значение имеет строгое установление задач и целей государственного финансового контроля.

В настоящее время ГФК в широком смысле – это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, пресечению и предупреждению:

ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и материальными ресурсами, а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и материальный ущерб государству;

нарушений финансово-хозяйственного, налогового и бюджетного законодательства;

недостатков в организации системы управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, предприятий, организаций (в том числе внутреннего контроля) с полным или частичным государственным участием или особо связанных с государством.

Цель ГФК – обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и  исполнительных действий по управлению (включая стадии планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

Подводя итог вышесказанному, можно определить, что основными задачами государственного финансового контроля в настоящее время являются:

установление скоординированной структуры государственного финансового контроля в органах законодательной и исполнительной власти РФ и единой системы информационного обеспечения органов государственного финансового контроля;

разработка механизма взаимодействия и четкого разграничения полномочий и ответственности между органами государственного финансового контроля РФ с целью исключения дублирования и параллелизма в работе;

определение основных положений взаимодействия органов государственного финансового контроля с правоохранительными органами;

усиление контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, в том числе связанных с незаконным вывозом за рубеж и репатриацией российского капитала, проверка выполнения государственных международных обязательств;

противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

установление порядка осуществления финансового контроля органами законодательной и исполнительной власти РФ и создание единой системы мониторинга финансовых операций как основы информационного обеспечения государственного финансового контроля;

совершенствование бюджетных процедур с целью минимизации условий, способствующих потерям и нецелевому использованию государственных средств, обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и поступления доходов от их использования в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

внесение изменений в законодательство РФ – уголовное, гражданское, бюджетное и административное – в части усиления мер ответственности за нецелевое использование государственных средств;

согласованное планирование проведения контрольных мероприятий всеми органами государственного финансового контроля в текущем году на очередной год;

установление единой методологии (стандартов) и методики проведения контрольных мероприятий для всех органов государственного финансового контроля и единых критериев обобщения результатов контрольных мероприятий;

сотрудничество с органами государственного финансового контроля стран СНГ, иностранных государств и международными организациями, занимающимися вопросами финансового контроля;

повышение кадрового, информационно-технического и  материального обеспечения органов государственного финансового контроля, унификация форм и методов их работы, более качественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области государственного финансового контроля.

Решение этих задач позволит, при соблюдении приоритетов в развитии демократического правового государства, обеспечить целевое и эффективное использование государственных средств, снизить число злоупотреблений и правонарушений, связанных с формированием и использованием государственного имущества, улучшить общую экономическую и социальную ситуацию в стране. Все это будет реально способствовать усилению вертикальной власти, что сегодня является одним из главных направлений государственного строительства в России, и дальнейшему развитию государственного финансового контроля в России.

 

2. Органы государственного финансового контроля

 

Государственный финансовый контроль в России реализуется, главным образом в регламентированной законодательством деятельности специальных государственных органов (Указ Президента РФ от 25.07.96г. №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ»)

Счетная палата РФ – орган контроля по линии законодательной власти

Главное контрольное управление Президента РФ - контроль по линии президентской власти.

Контроль по линии исполнительной власти:

Министерство финансов РФ – в лице Департамента государственного финансового контроля, Главного управления федерального казначейства, Департамента валютного контроля, Комитета по финансовому мониторингу.

Министерство по налогам и сборам России

Государственный таможенный комитет России

Банк России

Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Российской Федерации

Государственный финансовый контроль, исходя из многообразия финансовых отношений, обусловливающих его широкую сферу деятельности по своему содержанию делится на:

бюджетный контроль,

налоговый контроль,

денежно-кредитный,

валютный контроль,

надзор за страховой деятельностью,

таможенный контроль.

Нормативное регулирование деятельности контролирующих органов: (дать перечень законодательных и нормативных актов)

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремиться каждое цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лиамской декларации ИНТОСАИ – Международной организации высших контрольных органов 178 стран.

К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость, объективность, компетентность и гласность.

Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа; более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля, а также их конституционным характером.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов, проведения ревизионной работы.

Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер в том числе:

результативность; четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; и неподкупность субъектов контроля;

обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений);

презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;

согласованность действий различных контролирующих органов и др.

 

3. Объектами контроля являются:

государственные образования – Федерация, субъекты Федерации, а также муниципальные образования в лице органов законодательной власти (представительной) и исполнительной власти, осуществляющих распорядительные функции по регулированию финансово-экономических отношений и перераспределению валового национального продукта;

организации (главным образом государственные и муниципальные) осуществляющие аккумулирование, перераспределение и расходование валового национального продукта (через бюджеты и внебюджетные фонды);

хозяйствующие экономические субъекты (независимо от формы собственности и организационно-правовой формы) – в части исполнения ими финансовых обязательств перед государством (в форме налогов и иных платежей), соблюдения установленных правил осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Предметом контроля являются финансово-экономические отношения:

между государством и хозяйствующими экономическими субъектами (как государственной, так и негосударственной форм собственности), между государственными образованиями (Федерацией, субъектами Федерации, а также муниципальными образованиями) в части перераспределения национального продукта (главным образом в форме бюджетов и внебюджетных фондов);

хозяйствующих экономических субъектов между собой – в части соблюдения установленных законодательными и нормативными актами правил осуществления финансово-хозяйственной деятельности (составления и своевременной сдачи финансовой и налоговой отчетности, правильности ведения бухгалтерского учета, осуществления расчетных, валютных, таможенных операций).

 

4. Формы, виды и методы ГФК объектов различных форм собственности и видов деятельности.

 

Формы контроля различаются регламентом и временем проведения и подразделяются на:

обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и т.д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами;

инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей;

предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов всех уровней на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне – это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т.д.;

текущий (оперативный) финансовый контроль производится на момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы;

последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

 

Методы контроля:

В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России – за страховыми фондами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

 

5.      Ревизия – как основная форма контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации. Классификация ревизий по их видам и направлениям. Основания, задачи, периодичность, порядок организации ревизий.

 

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизионном периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Проверка представляет единичное контрольное действие или последование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

Ревизии могут быть:

полные и частичные;

комплексные и плановые;

плановые и внеплановые.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (контролирующими органами Министерства финансов РФ, федеральными казначействами, Центральным банком, аудиторскими фирмами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Порядок и последовательность проведения финансовых ревизий основаны на стандартах бухгалтерского учета. Общественный регламент проведения комплексной ревизии включает следующие поэтапные действия контрольных органов:

инвентаризация наличия и сохранности товароматериальных ценностей, незавершенного производства (строительства), полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;

визуальная проверка правильности оформления документов (полноты и достоверности заполнения реквизитов; соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам; выявление некачественных документов); арифметический подсчет итогов;

проверка полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций. По первичным записям проводится таксировка (проверка количественных суммовых данных) и котировка (проверка правильности корреспонденции бухгалтерских счетов). Проверяются также правильность и полнота отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т.д.;

проверка правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредиты и т.д.);

проверка правильности формирования отчетности – бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой отчетности, предусмотренной законодательством страны.

Проведение ревизий и проверок Департаментом государственного финансового контроля Минфина РФ и контрольно-ревизионными управлениями Минфина РФ в субъектах Федерации регулируется Инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина РФ, утвержденной приказом Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н.

Согласно Инструкции, цель ревизии или проверки – осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Основной задачей ревизии, согласно Инструкции, является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

обоснованность расчетов сметных назначений;

исполнение смет расходов;

использование бюджетных средств по целевому назначению;

обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

обоснованность образования  и расходования государственных внебюджетных средств;

соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;

обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

операции с основными средствами и нематериальными активами;

операции, связанные с инвестициями;

расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

формирование финансовых результатов и их распределение.

Ревизия поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося  в федеральной собственности, в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях любых форм собственности, осуществляется как в полном, так и в неполном порядке.

Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджетных средств органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и доходов от имущества, находящегося в их собственности, осуществляется по обращениям этих органов в установленном порядке.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:

проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;

проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.д.;

организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проведения встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, - сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися а тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полной оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;

проверки достоверности отражения производственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения уставного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;

проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.

На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, подписанное руководителем контрольного органа, назначившего ревизию. Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель определяются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и как правило, не может превышать 45 календарных дней. Продление срока ревизии осуществляется руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению контролера-ревизора.

Конкретные вопросы ревизии  определяются программой ревизии. Программа включает ее тему, период, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизий, и утверждаются руководителем контрольно-ревизионного органа.

Составлению программы ревизии и ее проведению предшествует подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные акты, отчетные и статистические данные, характеризующие финансово хозяйственную деятельность организации.

В процессе предварительного изучения документов проверяющие определяют наличие и комплектность представленных материалов ревизуемой организации (документы бухгалтерского учета и отчетности, учредительных, регистрационных, плановых и др. документов). При этом принимаются к ревизии подлинные документы, соответствующие нормам и стандартам, установленным законодательством Российской Федерации.

В случае неудовлетворительного состояния бухгалтерского учета в ревизуемой организации или отсутствия необходимых документов руководство контрольно-ревизионного округа вправе принять решение направить в правоохранительные органы материалы для принятия мер к должностным лицам ревизуемой организации, а также приостановить проведение ревизий до полного восстановления бухгалтерского учета.



{SHOW_TEXT}

Учет материально-производственных запасов. Заполнение документов по учету материалов с помощью программы «1С Предприятие» Учет материально-производственных запасов. Оформление документов по перемещению материалов с помощью программы «1С Предприятие» Учет материально-производственных запасов. Оформление документов по отгрузке материалов на сторону с помощью программы «1С Предприятие» ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ Контроль и ревизия ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РЕВИЗИЯ СОХРАННОСТИ И УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ РЕВИЗИЯ СОХРАННОСТИ И УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННЫМИ КОМИССИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРКА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА, С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ, С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ