Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

Аудит организации первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками

При проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Связано это с тем, что практически все документы данного раздела поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контроль­ный риски при проведении аудита данного раздела. Причин тому несколько:

   отсутствие многократного контроля за первичными докумен­тами на стадии их создания и проверки (как это происходит с до­кументацией, создаваемой на предприятии);

   сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;

   большая вероятность несвоевременного поступления под­тверждающих документов;

   значительная часть первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с дого­ворами на оказание услуг) не унифицирована. Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.

В таких условиях анализ организации первичного учета позво­лит аудитору более квалифицированно провести основные ауди­торские процедуры по данному разделу и более обоснованно оп­ределить объемы выборки и способы отбора элементов проверяемой совокупности. Кроме того, результаты организации первичного учета позволят ответить на вопрос о качестве первичной учетной докумен­тации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудитор­ских доказательств.

Аудит организации первичного учета строится по следующей схеме: 1. Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних и внешних факторов (среди внешних — требования законодательства, принадлежность организации, специфи­ка отрасли, размеры предприятия, местоположение, используемые ре­сурсы; внутренние факторы — организационная структура, философия управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспе­чение, техническая оснащенность).

2.   Оцениваются величины внутрихозяйственного риска системы первичного учета на данном участке по результатам проведения анали­тических процедур.

3.  Определяются примерные объемы первичной учетной докумен­тации, представляемой к проверке, по данному разделу учета.

Вариант вопросника работников бухгалтерии, ведущих учет расче­тов с поставщиками и подрядчиками, приведен в табл. 26.4.

При проведении аудита организации первичного учета по разделу учета расчетов с поставщиками и подрядчиками применяются сле­дующие методы сбора аудиторских доказательств.

Проверка достоверности (полноты и точ­ности) фактов оприходования товарно-ма­териальных ценностей, принятия к учету ра­бот, услуг (далее ТМЦ). Основная цель — достижение уве­ренности в том, что на предприятии присутствует вся первичная до­кументация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услу­гам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять следующим образом: операции по поступлению ТМЦ — выборка репрезентативная (осуществлять с помощью случайного или систематического отбора); операции по приобретению работ, услуг — выборка непредставительная, в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов. При этом, проверяя полноту отражения приобретенных работ, услуг, аудитор может использовать информацию о типичном «наборе» услуг, предоставляемых проверяемой организа­ции за определенный период, которую возможно получить в результа­те устного опроса или используя учетные регистры за предыдущие периоды. Проводя эту процедуру, аудитору надлежит сверить данные первичных приходных документов с договорами на поставку с тем или иным поставщиком. Затем необходимо проверить наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке (целесообразно использовать журнал регистрации счетов-фактур). После чего сверить данные вышеуказанных документов с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работах, услугах.

Проверка оперативности регистрации фак­тов поступления сырья и материалов, оказа­ния услуг. Аудитор должен установить причины расхождений (если таковые есть) между датами совершения хозяйственных опера­ций и сроками их регистрации в учете, а также выяснить, имеют та­кие факты разовый или систематический характер. С помощью оп­роса главного бухгалтера (его заместителя или работника отдела по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками) аудитор должен выяснить, каким образом и в какие сроки обрабатываются посту­пившие на предприятие документы, каковы основные каналы посту­пления документов, ведется ли их централизованная регистрация. Осуществляются ли работы по истребованию документов в случае их отсутствия, некомплектности или некачественности, и как в таких ситуациях происходит принятие к учету ТМЦ, работ, услуг. Также, для целей настоящей процедуры, аудитору будет полезно ознако­миться с перечнем постоянных и разовых контрагентов предприятия, и документам последних уделить особое внимание.

Проверка законности первичной учетной документации (ПУД) по операциям расчетов с поставщиками и подрядчиками. Проведение этой процедуры обязательно. Ее цель — получение достаточного количе­ства доказательств того, что весь массив ПУД имеет юридическую силу (т.е. соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были ото­браны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными крите­риями). К проверке документации, оформляющей операции, по ко­торым были обнаружены расхождения, следует подойти с особой тщательностью.

По результатам проведения данной процедуры аудитор должен вы­явить общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и, выявив нарушения, отразить их в акте проверки. Информация по тем операциям, где документов нет либо они оформ­лены неверно (отдельные реквизиты отсутствуют либо в документах есть исправления), обязательно должна быть учтена в дальнейшем, при проверке их отражения на счетах учета.

Проверка соблюдения графика докумен­тооборота. Проверка проводится с целью установить наличие или отсутствие графика документооборота по операциям с постав­щиками и подрядчиками, и на все ли первичные документы он со­ставлен. В ходе данной процедуры целесообразно заполнить таблицу 26.5, чтобы проследить основные этапы документооборота всех пер­вичных документов, участвующих в оформлении операций по расче­там с поставщиками и подрядчиками.

При необходимости аудитор может также лично проследить за движением конкретного документа и исполнением сроков его соз­дания и обработки. По операциям, оформляемым документами, графики оборота которых не прописаны или прописаны только формально, есть риск того, что:

   некоторые первичные документы могут отсутствовать;

   некоторые первичные документы могут быть утеряны;

   некоторые первичные документы будут приняты к учету (т.е. проверены и обработаны) несвоевременно (например, в следую­щем отчетном периоде);

   в некоторых документах будут содержаться приписки и про­чие злоупотребления (так как отсутствие контроля способствует подобным ситуациям).

Таблица 26.4 Определение объема и характеристик первичной документации, подлежащей аудиту 

 


Раздел первичного уче­та

Типовые

хозяйственные

операции

Документы, которые вы

Количество доку­ментов в день, ме­сяц, квартал (нуж­ное подчеркнуть)

Уровень автомати­зации: АП -полная;

АЧ-частичная;

Р- ручное создание

(обработка)

№ и наимено­вание учетного регистра, в ко­тором вы отра­жаете данную операцию

Бухгалтер­ские провод­ки, которые вы выполняе­те по данной операции

 

 

 

 

соз­даете

обра­баты­ваете

созда­ваемых вами

обраба­тывае­мых вами

при создании доку­мента

при обра­ботке доку­мента

 

 

 

 

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

 

 

 

 

 

Поступление ТМЦ

         

          

             

 

 

          

 

 

Принятие услуг производственного и непроизводст­венного характера

 

 

 

 

 

 

 

 

Претензии поставщикам

 

 

 

 

 

 

 

 

Учет векселей выданных

 

 

 

 

 

 

 

 

Учет курсовых и суммовых ризниц по операциям в иностранной ва­люте

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по разделу

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Таблица 26.5 Основные этапы документооборота, создаваемого (обрабатываемого) вами документа

Доку­мент

Наличие графика

доку­менто­оборота

(+/-)

Исполь­зуется ли унифициро­ванная фор­ма докумен­та (+/-)

Источник получения документа (если доку­мент для вас сторон­ний)

Время, необходимое для

Ваши дальнейшие действия с документом

Имеет ли место воз­вратное движение документа после обра­ботки

соз­дания доку­мен­та

обра­ботки

доку­мента

про­верки доку­мента

передача для дальнейшей обработки (укажите

получателя)

под­шивка в те­кущие

дела

пере­дача в архив

 

 

 

 

           

 

            

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Исходя из этого, на документацию, на которую нет графиков документооборота или если эти графики реально не работают, при проведении следующей процедуры аудитор должен обратить особое внимание.

Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах. Нацелена на получение достаточного количества доказательств того, что при принятии документа к учету были соблюдены следующие принципы:

1)   было достаточно оснований для регистрации документа в системе учета;

2)  все документы, оформляющие проверяемые операции, зарегистрированы полностью;

3)  все документы зарегистрированы своевременно;

4)  все документы зарегистрированы в соответствующих данной хозяйственной операции ученых регистрах;

5)   все документы отражены в соответствии с экономической сущностью операции, и по всем документам произведен точный количественный и качественный перенос данных в систему учеба;

6) документ принят к учету единожды.

Выборка документов, проверяемых в рамках данной процедуры, должна производиться с учетом результатов предшествующих про­цедур. Особо внимательно следует подойти к:

   документам, на которые не составлены графики документооборота;

   операциям, где первичные документы отсутствуют либо в них отсутствуют определенные реквизиты.

Проверка организации хранения документов и организации доступа к ПУД. Цель проведения данной процедуры — установить, соблюдены ли на предприятии правила хранения документации в процессе текущей деятельности и правила хранения документов в архиве предприятия. Если на предприятии нечетко установлен­ного порядка хранения документации в период исполнения доку­ментов и в период хранения уже исполненных документов в архи­ве — присутствует большой риск несанкционированного доступа к ПУД. Это в свою очередь может привести как к утере документов, так и к различного рода злоупотреблениям с первичной учетной документацией, как то: приписки, исправления в документах, унич­тожение или подлог документов.

Все организации обязаны хранить первичную учетную докумен­тацию не менее пяти лет1. Соблюдение этого срока также надлежит проверить в ходе проведения данной процедуры.

Источниками информации аудитору могут служить: графики документооборота (где указаны сроки сдачи документов в архив), оформленные к передаче в архив и уже хранящиеся в архиве дела, акты о выделении документов к уничтожению. Кроме того, в ходе проверки может быть использована информация о наличии или отсутствии на предприятии системы паролей доступа к автоматизи­рованным рабочим местам, на которых осуществляется создание и обработка документов данного раздела учета.

Сведения, полученные в ходе аудита организации первичного учета по этому разделу, используются для определения дальнейшей тактики проведения проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками (глубины проверки бухгалтерского и налогового уче­та, определения объемов выборки на отдельных участках и спосо­бов отбора проверяемой совокупности).



{SHOW_TEXT}

Аудит операций по расчетному и прочим счетам в банках. Типичные ошибки Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Цель проверки и источники информации Аудит организации внутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. План и программа проверки Аудит организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками и подрядчиками Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Типичные ошибки Аудит расчетов с персоналом по оплате труда. Основные законодательные и нормативные документы Аудит расчетов с персоналом по оплате труда. Цели проверки и источники информации Аудит расчетов с персоналом по оплате труда. Основные комплексы задач и вопросы для составления программы проверки