Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

Аудит операций по кассе. План и программа аудиторской проверки раздела учета

Прежде чем приступить к сплошной проверке кассовых опера­ций, аудитор должен спланировать эту проверку, так как «сплошная» проверка не означает, что один за другим будут просмотрены все кассовые документы. Эти документы могут просматриваться неодно­кратно, но каждый раз аудитор выполняет совершенно определен­ную процедуру, направленную на выявление одного из возможных нарушений.  Каждая процедура имеет свое назначение,  преследует определенную цель, а ее результаты необходимо оформить в виде специальной таблицы (рабочего документа аудитора).

Составлению плана проверки предшествует оценка состояния внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе предприятия.

Аудитор с помощью специально составленного вопросника оп­ределяет состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, выявля­ет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места, пла­нирует состав основных контрольных процедур, определяет специ­фические черты ведения учета кассовых операций на предприятии, описание которых отсутствует в имеющемся у него наборе стан­дартных процедур.

Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего кон­троля за движением денежных средств в кассе предприятия для ау­дитора служат:

   отсутствие на предприятии налаженной системы проведения внезапных ревизий кассы с полным пересчетом денежной налично­сти и проверкой других ценностей, находящихся в кассе;

   отсутствие на предприятии приказа руководителя, устанавли­вающего периодичность проверок;

   наличие признаков формального проведения ревизий кассы: назначение в комиссии по проведению ревизий постоянно одних и тех же лиц, отсутствие прилагаемых к акту рабочих записей ревизи­онной комиссии, свидетельствующих о полистном пересчете банк­нот, проведение проверок кассы на отчетные даты, когда кассир знает о них и заранее готовится, и др.;

   предоставление права подписи приходных и расходных кас­совых ордеров другим лицам помимо главного бухгалтера и руково­дителя предприятия, не отраженное в распоряжениях руководителя предприятия;

   формальное проведение ревизии кассы при смене (увольне­нии) кассиров;

   отсутствие в штате кассира и возложение этих функций на счетного работника без письменного распоряжения руководителя предприятия;

   отсутствие договоров с кассиром о полной материальной от­ветственности;

   отсутствие у кассира навыков подготовки к ревизии кассы, свидетельствующих о том, что такая процедура является для него обычной.

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых опе­раций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров, поэтому аудитор должен опросить каждого из перечисленных ответственных лиц.

Вопросник аудитора составляется таким образом, что в боль­шинстве случаев ответ не надо вписывать, так как аудитор отмечает в вопроснике полученный ответ, номер процедуры и номер предва­рительного вывода. Вопросник построен по принципу блок-схемы: если нет необходимости задавать какой-либо вопрос, номер сле­дующего вопроса указан в графе «Номер следующего вопроса».

Вопросник аудитора (табл. 23.1) составляется в трех экземпля­рах, на каждом из них проставляются должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа.

Результаты опроса ответственных лиц могут не совпадать: кас­сир может не знать, имеется ли на предприятии приказ о внезап­ных ревизиях кассы, руководитель предприятия — о необходимости заключать договор о полной материальной ответственности с кас­сиром. Несовпадения в ответах на поставленные аудитором вопро­сы также свидетельствуют о слабых сторонах внутреннего контроля.

Ответы на вопросы могут быть типа «должен (должны) быть», т.е. отвечающий не уверен в своем ответе. В таком случае ответ на поставленный вопрос аудитору приходится находить самому или опрашивать других сотрудников предприятия.

По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии кассовой дисциплины на предприятии. Пред­ставленный вопросник позволяет аудитору сделать ряд промежу­точных выводов, совокупность которых дает право сделать основ­ной вывод о том, что кассовая дисциплина у клиента не соблюдает­ся, а порядок ведения кассовых операций нарушается.

Если по результатам опроса сотрудников проверяемого пред­приятия и данным экспресс-анализа отчетности кассовые операции составляют небольшой удельный вес в общем числе хозяйственных операций, то аудитор может планировать проверку кассовых опера­ций в обычном порядке для оценки существенности статьи «Касса» в отчетности предприятия.

Когда удельный вес кассовых операций велик, например, реали­зация продукции предприятия ведется через кассу, то это может послужить основанием аудитору для отказа от выражения своего мнения о достоверности отчетности предприятия.

В общем случае по результатам опроса, а также непосредствен­ного наблюдения за совершением операций по приему и выдаче денег из кассы у аудитора оказывается сформированным план про­ведения проверки кассовых операций и намечен состав процедур.

Таблица 23.1 Вопросник для обследования учета кассовых операций и составления плана и программы проверки

 


№ п/п

Вопрос

Вариант ответа

Информация или документ, кото­рый следует запросить

Назначаемая

аудиторская

процедура

(см. п. 21.4)

Номер

следую­щего вопроса

Номер вывода

1

Кому было предоставлено право подписи приходных и расходных кассовых ордеров в качестве главного бухгалтера

Только главному бухгалтеру

Образец подписи

главного

бухгалтера

«Касса 1.2.1»

3

 

Уполномочен­ному лицу (лицам)

 

 

 

 

2

Имеются ли письменные распо­ряжения руководителя предпри­ятия о назначении уполномо­ченного лица ставить подписи на приходных и расходных кас­совых ордерах в качестве глав­ного бухгалтера

Нет

 

 

 

1

Да

Письменные рас­поряжения руко­водителя. Сроки действия полно­мочий.

Образцы подпи­сей уполномочен­ных лиц

«Касса 1.2.1»

 

 

3

Кому предоставлено право под­писи расходных кассовых доку­ментов в качестве руководителя предприятия

Только руково­дителю пред­приятия

Образец подписи руководителя

«Касса 1.2.2»

5

 

Уполномочен­ному лицу (лицам)

 

 

 

 


4

Имеются ли письменные распо­ряжения руководителя предпри­ятия о назначении уполномо­ченного лица ставить подписи на расходных кассовых ордерах и оправдательных документах в качестве руководителя предприятия

Нет

 

 

 

2

Да

Письменные рас­поряжения руко­водителя. Сроки действия полно­мочий. Образцы подписей уполно­моченных лиц

«Касса 1.2.2.»

5

 

5

Ведется ли на предприятиях журнал регистрации приходных кассовых ордеров

Нет

 

 

 

3

Да

Журнал регистра­ции приходных кассовых ордеров

«Касса 2.2.3»

 

 

6

Ведется ли на предприятии жур­нал регистрации расходных кас­совых ордеров

Нет

 

 

 

 

Да

Журнал регистра­ции расходных кассовых ордеров

«Касса 3.3.1»

 

 

7

В каком размере банком уста­новлен лимит денег в кассе

 

Лимит остатка денег в кассе предприятия, ус­тановленный банком

«Касса 5.1.2»

 

 


8

Установлены ли руководителем предприятия сроки внезапной ревизии кассы приказом по предприятию

Нет

 

 

 

8

Да

Приказ об уста­новлении сроков внезапной реви­зии кассы

 

 

 

9

Сменялись ли кассиры на пред­приятии в проверяемом периоде

Нет

 

 

11

 

Да

 

 

10

 

10

Была ли проведена ревизия при смене кассиров

Нет

 

 

 

5

Да

Акт ревизии кассы

 

 

 

11

Назначена ли приказом руково­дителя предприятия комиссия для проведения ревизии кассы

Нет

 

 

 

6

Да

Приказ о назна­чении комиссии по ревизии кассы

 

 

 

12

Соблюдались ли установленные сроки внезапных ревизий кассы

Нет

 

 

 

7

Да

Акты внезапных ревизий кассы

 

 

 


13

Заключен ли договор с кассиром о полной материальной ответст­венности

Нет

 

 

 

8

 

 

 

 

Да

Договоры с кас­сирами о полной материальной ответственности

«Касса 3.1.3»

 

 

14

Производит ли предприятие реализацию готовой продукции, товаров, услуг населению за наличные

Нет

 

 

18

 

 

 

 

 

Да

 

 

15

 

15

Имеются ли на предприятии контрольно-кассовые машины (ККМ)

Нет

 

 

 

9

 

 

 

 

Да

Карточки учета основных средств на ККМ и платежные документы

 

 

 

16

Зарегистрированы ли контроль­но-кассовые машины в налого­вых органах

Нет

 

 

 

10

 

 

 

 

Да

Карточки регист­рации ККМ в налоговых органах

 

 

 


17

Имеет ли предприятие договор с каким-либо центром техниче­ского обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин (ККМ)

Нет

 

 

 

11

 

 

 

 

Да

Договор с цен­тром технического обслуживания и ремонта

 

 

 


18

Ведется ли на предприятии кассовая книга

Нет

 

 

 

12

 

 

 

 

Да

Кассовая книга

«Касса 3.2.1» «Касса 3.2.2»

 

 

19

Получают ли сотрудники пред­приятия деньги от сторонних организаций по доверенности

Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

ККМ

«Касса 4.2.1»

 

 

20

Ведется ли журнал выданных доверенностей

Нет

 

 

 

13

 

 

 

 

Да

Журнал учета выданных дове­ренностей

«Касса 2.3.1»

 

 

21

Ведется ли журнал регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей

Нет

 

 

 

14

 

 

 

 

Да

Журнал регистра­ции платежных ведомостей

«Касса 3.4.1»

 

 


22

Имеется ли на предприятии спи­сок лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйствен­ные нужды, утвержденный при­казом по предприятию

Нет

 

 

 

15

Да

Список лиц, ко­торым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды

 

 

 

23

При выдаче денег на хозяйст­венные нужды устанавливается ли срок, на который они выда­ются

Нет

 

 

 

16

Да

 

«Касса 2.2.2»

 

 

24

Составляет ли кассир реестр депонированных сумм

Нет

 

 

 

17

Да

 

«Касса 4.1.1»

 

 

25

Ведется ли на предприятии жур­нал учета депонентов

Нет

 

 

 

18

Да

Журнал учета депонентов

«Касса 4.1.4»

 

 

26

На кого возложена обязанность ведения книги регистрации де­понентов, картотеки депонентов

На кассира

 

 

 

19

На счетного работника

 

 

 

 


По результатам опроса ответственных работников проверяемого предприятия по вопроснику аудитор может сделать выводы о том, что в нарушение:

1.   п. 13 Порядка ведения кассовых операций в РФ, кассовые ордера подписываются параллельно с главным бухгалтером лицами, полномочия которых не подтверждены письменным распоряжением (приказом) руководителя предприятия;

2.  п. 14 Порядка ведения кассовых операций в РФ, расходные кассовые ордера подписываются параллельно с руководителем предприятия лицами, полномочия которых не подтверждены пись­менным распоряжением (приказом) руководителя предприятия;

3.  п. 21 Порядка ведения кассовых операций в РФ, в бухгалте­рии предприятия не ведется Журнал регистрации приходных и рас­ходных кассовых документов;

4.  п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ, на предпри­ятии не установлены приказом (распоряжением) руководителя предприятия сроки внезапной ревизии кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе;

5.  п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ, на предпри­ятии при смене кассира не была проведена ревизия кассы;

6.   п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ, приказом руководителя предприятия не назначена специальная комиссия для проведения ревизии кассы;

7.   п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ и приказа руководителя предприятия № ____ от ___________, на предпри­ятии внезапные ревизии кассы не проводились;

8.   п. 32 Порядка ведения кассовых операций в РФ договор о полной материальной ответственности с кассиром не заключен;

9.  ст. 1 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» № 5215-1 от 18 июня 1993 г., предприятие производит расчеты с населением за готовую продукцию, материалы и прочее без использования кон­трольно-кассовых машин;

10.  ст. 2 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых ма­шин при осуществлении денежных расчетов с населением» № 5215-1 от 18 июня 1993 г., предприятие не зарегистрировало в налоговой службе используемые при расчетах с населением контрольно-кассовые машины;

11.  Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налого­вых органах, утвержденного Приказом ГНС РФ № ВГ-3-14/36 от 22 июня 1995 г., предприятие не имеет договоров с центром техниче­ского обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин;

12.   пп. 22, 23 Порядка ведения кассовых операций в РФ, на предприятии не ведется кассовая книга. Очевидно, что одна такая запись превышает значение всех предыдущих и последующих. Но такой вывод вполне может быть сделан и тогда, когда кассовая книга представляет собой разрозненные листы, или листы не пронумерова­ны, книга не прошнурована и не опечатана печатью предприятия;

13.  п. 6 Инструкции МФ СССР № 17 от 14 января 1967 г. «О по­рядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», для регистрации и учета выданных доверенностей журнал выданных доверенностей не ведется;

14.  принятых положений, внутренний контроль за правильно­стью и своевременностью расчетов с персоналом по выплате зара­ботной платы и социальных выплат ослаблен отсутствием на пред­приятии журнала регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей, передаваемых из отдела труда и заработной платы в кассу предприятия для оплаты;

15.  принятых условий, внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных средств из кассы предприятия ослаблен отсутствием на предприятии установленного приказом руководителя предприятия круга лиц, которым могут быть выданы деньги на хозяйственные нужды;

16.  п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ, при выдаче денег на хозяйственные нужды срок, на который они выданы, не устанавливается. Такое положение снижает возможность контроля за расходованием средств;

17.  п. 18 Порядка ведения кассовых операций в РФ, кассир при закрытии платежных (расчетно-платежных) ведомостей реестр де­понированных сумм не составляет;

18.  принятых правил, внутренний контроль за выплатой депо­нированных сумм ослаблен отсутствием на предприятии журнала учета депонентов;

19.  принятых правил, внутренний контроль за выдачей депони­рованных сумм ослаблен тем, что обязанность ведения книги реги­страции депонентов (картотеки депонентов) возложена на кассира, а не на счетного работника.

 



{SHOW_TEXT}

План и программа аудита материально-производственных запасов Методика проверки основных комплексов работ по учету материально-производственных запасов Аудит учета материально-производственных запасов. Типичные ошибки. Аудит операций по кассе. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки Аудит операций по кассе.Источники информации для проверки Аудит операций по кассе. Перечень аудиторских процедур Аудит операций по кассе. Типичные ошибки Аудит расчетов с подотчетными лицами. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки Аудит расчетов с подотчетными лицами. Источники информации для проверки Аудит расчетов с подотчетными лицами. Вопросник аудитора для составления плана и программы аудиторской проверки раздела учета