Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

Инструменты контроля качества аудита

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» преду­смотрены три уровня контроля качества аудита, два из которых оформляются внешними, а третий — внутренним.

Внешние проверки контроля качества аудита могут выполняться:

   Уполномоченным федеральным органом по государственному регулированию аудиторской деятельности. Основные функции, в том числе контрольные, Уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности представлены на рис. 7.1.

   Аккредитованными профессиональными аудиторскими объе­динениями, если право проведения таких проверок делегировано им Уполномоченным федеральным органом по регулирование аудитор­ской деятельности. Права аккредитованных профессиональных ауди­торских объединений, в том числе по осуществлению контроля, представлены на рис. 7.2.

Однако аккредитованные профессиональные аудиторские объе­динения могут проводить проверки только в отношении членов своих объединений.

- Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливает­ся Уполномоченным федеральным органом.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об аудиторской деятель­ности» «Контроль качества работы аудиторских организаций и ин­дивидуальных аудиторов» аудиторские организации и индивидуаль­ные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутрен­него контроля качества проводимых ими аудиторских проверок.

 

 



Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламен­тируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской дея­тельности.

Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для провер­ки документации или иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудитор­ской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.

В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения аудиторскими организациями или ин­дивидуальными аудиторами требований нормативных правовых ак­тов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах в Уполномоченный федеральный орган.

Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной настоящим Федеральным законом, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата ауди­тора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудитор­ской деятельности.

Внешний и внутренний уровни контроля качества аудита обес­печивается контролем за уровнем профессионализма аудиторов.

Предварительный внешний контроль качества аудита осуществля­ется путем сдачи претендентами квалификационных экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Текущий и последующий внешний контроль качества аудита осу­ществляются путем организации постоянного надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций.

Кроме того, приказом Министерства финансов РФ № 69н от 27 октября 1999 г. «Об утверждении Порядка предоставления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего ау­дита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных ин­ститутов, а также аудита страховщиков» предусмотрено, что ауди­торские организации и индивидуальные аудиторы должны пред­ставлять в Министерство финансов РФ отчеты о своей деятельно­сти до 15 апреля включительно года, следующего за отчетным.

Отчет включает три раздела: общие сведения; экономические показатели деятельности за отчетный период; данные об аудитор­ских проверках организаций, подлежащих обязательной годовой аудиторской проверке.

Требования к организации и функционированию внутренней системы контроля качества аудита, которая должна существовать в аудиторских организациях и у аудиторов-предпринимателей, для того чтобы работа их соответствовала стандартам аудиторской деятельно­сти.

Внутрифирменный контроль качества обеспечивается:

   порядком распределения обязанностей сотрудников аудитор­ской организации в ходе осуществления аудита;

   установлением требований, предъявляемых к внутрифирмен­ной системе контроля качества аудита;

   установлением порядка контроля качества работы в ходе про­ведения аудита.

Структура управления аудиторской организации. Руководителем ау­диторской организации является сотрудник, входящий в состав администрации и (или) собственников аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от имени этой организации. Руководитель аудиторской организации выполняет сле­дующие обязанности:

   ведет переговоры с руководством экономического субъекта;

   назначает руководителя аудиторской проверки и комплектует бригаду специалистов, направляемую на аудит экономического субъ­екта;

   выражает мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта, отраженное в аудиторском заключении.

Руководитель аудиторской организации должен быть осведомлен о всех существенных причинах, определивших содержание выдан­ного этой организацией аудиторского заключения. Руководителем аудиторской организации может быть, как правило, лицо, аттесто­ванное на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.

На руководителя аудиторской проверки возложена обязанность руководить персоналом, занятым в аудиторской проверке конкрет­ного экономического субъекта. Руководитель проверки назначается руководителем аудиторской организации и подотчетен ему.

Руководитель проверки несет ответственность:

   за организацию и текущий контроль работы с конкретным экономическим субъектом;

   за процедуру планирования работы (утверждает общий план и программу аудита);

   за соответствие проводимого аудита и подготовленной по его результатам рабочей документации правилам (стандартам) аудитор­ской деятельности и внутрифирменным требованиям;

   за доведение до сведения руководителя аудиторской органи­зации основных результатов аудита, которые могут повлиять на со­держание и выводы аудиторского заключения.

Руководителем аудиторской проверки может быть только лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по аудиторской специализации, соответствующей требованиям дан­ного аудиторского задания. Старший аудитор является сотрудником аудиторской организации, которому поручено или может быть по­ручено в ходе данной аудиторской проверки руководить рядовыми участниками этой проверки. Старший аудитор подотчетен руково­дителю аудиторской проверки и по отношению к нему является исполнителем. Старший аудитор несет ответственность:

   за подготовку, непосредственное осуществление и докумен­тальное оформление результатов аудиторских процедур;

   за организацию и контроль работы подотчетных ему рядовых участников проверки.

Старшим аудитором назначается, как правило, лицо, аттесто­ванное на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.

Рядовой участник проверки — это сотрудник, подотчетный старшему аудитору или непосредственно руководителю проверки и по отношению к данным лицам являющийся исполнителем. К ря­довым сотрудникам могут быть отнесены аудиторы, младшие ауди­торы, ассистенты, стажеры и прочие специалисты, не относящиеся к техническому персоналу, но те, кому не может быть доверена са­мостоятельная работа без руководства старшего аудитора. Рядовые сотрудники аудита несут ответственность за выполнение обязанно­стей, порученных им в ходе осуществления аудита.

Аудиторские организации вправе установить иную структуру управления при условии, что она будет обеспечивать надлежащее распределение ответственности сотрудников за качество аудита и обеспечивать достоверность его результатов.

Аудиторские организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут иметь упрощенную двухуровневую сис­тему управления: руководитель аудиторской организации, как пра­вило, являющийся и руководителем проверки, и подчиненные ему рядовые участники проверки.

Внутрифирменная система контроля качества работы. В каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы, для того что­бы проводимые этой организацией аудиторские проверки полностью   соответствовали   нормативным  документам,   регулирующим аудиторскую деятельность.

Особенности системы контроля качества работы аудиторской организации, ее внутреннее содержание и затраты времени и ресур­сов на ее функционирование могут зависеть от:

   размера аудиторской организации;

   ее специализации;

   ее организационной структуры;

   наличия филиалов и подразделений аудиторской организации и их пространственной удаленности;

   экономической эффективности применяемой системы кон­троля качества (получение осязаемых преимуществ при разумных затратах).

Система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:

   соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;

   укомплектование аудиторской организации профессиональ­ными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навы­ками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обя­занностей;

   поручение аудиторских заданий профессиональным сотруд­никам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;

   выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направ­ляющих указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требова­ниям качества;

   получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;

   разработку и применение в аудиторских организациях на по­стоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов; при этом должны приниматься во внимание как независимость ауди­торской организации и ее возможность проводить аудит на высо­ком качественном уровне, так и репутация руководителей прове­ряемого или предполагаемого для будущей проверки экономиче­ского субъекта;

   осуществление мероприятий по регулярным проверкам на­дежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы как таковой;

   принятие необходимых мер в отношении сотрудников ауди­торской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.

Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы аудиторской организации должны быть доведены до сведе­ния каждого профессионального сотрудника такой организации.

Надлежащее качество работы в ходе конкретной аудиторской проверки обеспечивается следующими организационными мерами:

1)    до начала аудита руководитель аудиторской организации ут­верждает руководителя и старших аудиторов конкретной проверки, что должно быть отражено в общем плане аудита;

2)    руководитель проверки и старшие аудиторы анализируют профессиональные способности рядовых участников проверки, чтобы спланировать работу, которая может быть им поручена, и определить специфику и объем направляющих указаний, текущего контроля и проверок выполненных работ;

3)    руководитель проверки применяет в ходе аудита средства контроля качества работы, установленные аудиторской организаци­ей с учетом условий конкретной аудиторской проверки.

Любое поручение работы старшим аудиторам и рядовым уча­стникам проверки должно осуществляться таким образом, чтобы тот, кто поручает работу, имел разумную степень уверенности в том, что исполнитель имеет знания, умения и навыки, необходи­мые для надлежащего выполнения этой работы.

Направляющие указания в отношении старших аудиторов и рядовых участников проверки включают информацию об их обя­занностях и целях процедур, которые им надлежит выполнять. Эти указания также должны содержать сведения об особенностях дея­тельности проверяемого экономического субъекта и о возможных проблемах бухгалтерского учета и аудита, которые могут оказать влияние на специфику, объем и затраты времени применяемых ау­диторских процедур.

Внутренний контроль качества аудита, также как и внешний, включает три вида контроля: предварительный, текущий и после­дующий.

Предварительный внутренний контроль осуществляется при под­готовке общего плана, расчете затрат времени на проведение ауди­та. Основным средством передачи исполнителям направляющих указаний служит программа аудита.

Текущий внутренний контроль работы исполнителей включает элементы руководящих указаний и проверки выполненной работы.

Профессиональные сотрудники, осуществляющие текущий кон­троль, выполняют следующие функции в ходе аудита:

   проверяют, обладают ли исполнители необходимыми знания­ми, умениями и навыками для выполнения порученной им работы;

   проверяют, понимают ли исполнители соответствующие на­правляющие указания;

   выясняют, соответствует ли выполняемая работа общему пла­ну аудита и программе аудита;

   выявляют существенные проблемы, связанные с бухгалтер­ским учетом и аудитом, встречающиеся в ходе аудита, дают оценку таких проблем и принимают в связи с этим в пределах своих пол­номочий решения о корректировке общего плана аудита и про­граммы аудита;

   в пределах своих полномочий принимают решения, основан­ные на профессиональном суждении аудитора, в случаях, когда од­нозначно и жестко определить порядок действий аудитора не пред­ставляется возможным, либо принимают решения о необходимости прибегнуть к консультациям.

В ходе аудита сотрудники, отвечающие за проверку результатов работы, обязаны регулярно выполнять следующие действия:

   следить за ходом выполнения общего плана аудита и про­граммы аудита;

   проводить оценки внутрихозяйственного риска, риска средств контроля, в том числе по итогам тестирования средств контроля, риска необнаружения и при необходимости вносить в пределах сво­ей компетенции корректировки в общий план аудита и программу аудита;

   следить за надлежащим документированием аудиторских до­казательств, полученных в результате аудиторских процедур по су­ществу, и проверять правильность выводов, сделанных по ходу ра­боты, в том числе по итогам проведенных консультаций;

   выяснять и оценивать степень влияния отмечаемых в ходе ау­дита ошибок и искажений и рекомендуемых в связи с этим исправ­лений на достоверность бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

Последующий внутренний контроль состоит в проверке результа­тов работы, выполненной каждым исполнителем.

При этом основное внимание следует уделять таким вопросам:

   выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита;

   документировались ли надлежащим образом проделанная ра­бота и ее результаты;

   все ли существенные замечания, возникшие по ходу провер­ки, были прояснены и нашли отражение в выводах аудитора;

   достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур;

   вытекают ли сделанные аудитором выводы из полученных им результатов и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.

Сотрудники, осуществляющие проверку результатов работ, обя­заны поставить на проверяемых рабочих документах свою подпись либо свое легко идентифицируемое условное обозначение. Прове­ряющие могут в случае необходимости дать в рабочих документах оценку действиям проверяемого, изложить замечания, комментарии или рекомендации.

Другим методом последующего внутрифирменного контроля яв­ляется проведение повторной, бесплатной для проверяемого эко­номического субъекта, аудиторской проверки.

Руководители аудиторской организации могут поручать провер­ку результатов проделанной работы не только членам той группы сотрудников, которые проводили аудит у данного экономического субъекта, но и другим специалистам, обладающим необходимой квалификацией. Такая независимая параллельная проверка в рам­ках аудиторской организации рекомендуется в случае аудита круп­ных и сложных экономических субъектов.

 



{SHOW_TEXT}

Независимость аудитора и аудиторской организации  Этика аудитора Лицензирование аудиторской деятельности как метод контроля государства за соблюдением законодательства в области аудита Порядок выдачи лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью Основания и порядок аннулирования лицензий на право заниматься Права и обязанности аудиторских организаций Ответственность аудиторов и аудиторских организаций Страхование профессиональной ответственности аудитора Права, обязанности и юридическая ответственность проверяемого экономического субъекта Понятие и классификация стандартов аудиторской деятельности