Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

Классификаторы сопутствующих аудиту услуг

В российской хозяйственной и налоговой практике для отнесе­ния услуг к тому или иному виду деятельности, для принятия орга­низационных решений используются различные общероссийские классификаторы. Так, использование кода Общесоюзного классификатора «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ) с номерами от 10000 по 87900 для отнесения экономического субъекта к предприятиям отрас­лей сферы материального производства значительно облегчило воз­можность применения льготы по налогу на прибыль на финансиро­вание капитальных вложений производственного назначения как для аудиторских организаций, так и для организаций — профессиональ­ных участников рынка ценных бумаг, а также многих других.

Применение ОКОНХ позволяет наиболее полно учесть отрасле­вые особенности при предоставлении льгот по различным налогам (налогу на имущество) для объектов социально-культурной сферы, льготы по НДС для научных организаций, учреждений культуры и искусства и в других случаях.

Однако даже в условиях применения классификаторов не удается избежать коллизий при решении вопросов, касающихся уплаты на­логов. Так, в соответствии с письмом Минфина РФ № 04-02-14 от 19 декабря 1997 г. (имеет статус официальной переписки) несмотря на то, что аудиторская деятельность имеет код 84400 и по существую­щей редакции ОКОНХ входит в подотрасль материальной сферы «Общая коммерческая деятельность по обеспечению функциониро­вания рынка» (код 84000), «аудиторская деятельность является ис­ключением и относится к непроизводственной сфере». В результате ау­диторские фирмы не могут реализовать свое право на льготу по налогу на прибыль по капитальным вложениям. Этим же письмом установле­но, что в связи с принятым Госкомстатом России решением об обяза­тельном проставлении в формах федерального государственного стати­стического наблюдения кодов Общероссийского классификатора ви­дов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) по ви­дам деятельности, начиная с отчетности за 1997 г., аудиторская дея­тельность относится к группировке «Деятельность в области составле­ния счетов, бухгалтерского учета и ревизий, консультаций по вопро­сам налогообложения» с кодом 7412. В этой ситуации, на наш взгляд, круг видов услуг, которые могут быть оказаны аудиторскими органи­зациями, сужается, поскольку, например, такие виды услуг, как со­ставление бизнес-планов, автоматизация бухгалтерского учета и другие, в Классификаторе закодированы не по коду 7412.

Общая классификация работ и услуг, включая и сопутствующие аудиту работы и услуги, отражена в ОКДП (принят и введен в дей­ствие постановлением Госстандарта России № 17 от 6 августа 1993 г.). Именно названный классификатор рекомендован стандар­том для применения аудиторами. Этот перечень не является обяза­тельным и исчерпывающим, может дополняться новыми видами сопутствующих услуг. Использование перечня может помочь ауди­торским организациям лучше понять требования настоящего стан­дарта к видам сопутствующих аудиту услуг. Кроме того, использование Классификатора окажет помощь аудиторским организациям и в формулировке наименований услуг, с которыми указанные фирмы выходят на рынок.

В соответствии с ОКДП ОК 004—93 видам услуг присваивается семизначный код.

В основу организации классификационных группировок видов экономической деятельности в ОКДП (четыре первых разряда циф­рового кода) положен международный классификатор International Standard Industrial Classification of all Economiс Activities (Междуна­родная стандартная отраслевая классификация всех видов экономи­ческой деятельности — МСОК, третий пересмотренный вариант), утвержденный Статистической комиссией секретариата ООН. Выс­шие классификационные группировки кодов видов продукции и ус­луг в ОКДП образованы четырьмя разрядами кода вида экономической деятельности. На уровне низших классификационных группи­ровок (три последних разряда семиразрядного цифрового кода) базо­вую структуру ОКДП составляет международный классификатор Central Product Classification (Единая классификация товаров — ЕКТ или Классификация основных продуктов — КОП), утвер­жденный Статистической комиссией ООН (существуют два вариан­та перевода указанного классификатора на русский язык). Объек­тами классификации в ЕКТ являются товары и услуги.

Национальная специфика экономики России в ОКДП учитыва­ется использованием номенклатурных позиций общесоюзных клас­сификаторов экономической информации бывшего Союза ССР: ОКОНХ, ОКП, ОКСП и всего спектра классификаторов услуг, а также других видов источников информации, связанных с экономи­кой России.

ОКДП разработан в полном соответствии с методическими ре­комендациями Статистической комиссии ООН, содержащимися во введении к третьему пересмотренному варианту МСОК и к сопря­женному с МСОК окончательному варианту ЕКТ (КОП), утвер­жденному в 1989 г.

Используемый в ОКДП семиразрядный код, структура кото­рого отображает описанную выше классификационную схему, представляет собой достаточно удобное средство формализованного описания предприятий, продукции и услуг в автоматизиро­ванных информационных системах. При этом ОКДП обеспечи­вает преемственность с действующими в настоящее время отече­ственными классификаторами экономической информации, гар­монизацию с аналогичными международными классификаторами и национальными классификаторами ведущих экономически раз витых стран мира.

Разработанные таблицы переходных ключей от группировок ОКДП обеспечивают возможность вхождения в классификатор ТН ВЭД (Товарная номенклатура внешней экономической деятельности).

Принятая схема кодирования позволяет решить задачи, не ре­шаемые другими методами. Например, при необходимости получить информацию об экономических субъектах, оказывающих определен­ные виды услуг, по семиразрядному коду вида услуг посылается за­прос в центральную или региональную базу данных. Если не обна­руживается ни одной организации, которая оказывала бы данный вид услуг, посылается запрос по первым четырем разрядам данного кода и отыскивается организация, которая декларировала при реги­страции (или занимается фактически) оказание интересующих услуг.

ОКДП позволяет определить вид экономической деятельности, связанный с производством конкретного вида продукции (или услу­ги), а затем по первым четырем разрядам кода выйти на наименова­ние соответствующего вида деятельности.

При работе с ОКДП в режиме поиска кодовых позиций по сло­вам и комбинациям слов могут возникать затруднения из-за наличия слов-синонимов либо широкого распространения различных назва­ний вида продукции (вида деятельности), которое отличается от профессионально принятого. Например, поиск кода такого вида ус­луг, как «бизнес-план», будет безрезультатным, поскольку в класси­фикаторе этому понятию соответствует понятие «технико-эконо­мическое" обоснование».

Принципиальное отличие ОКДП от использованных основопо­лагающих международных классификаторов МСОК и ЕКТ состоит в том, что в ОКДП эти два базовых классификатора объединены в одном коде.

Применительно к классификаторам, служащим для описания национальных экономик, схема, принятая в ОКДП, наиболее про­грессивна. В несколько ином виде она используется в националь­ном классификаторе Франции и США. Аналогичный принцип за­ложен и в международный классификатор продукции и услуг СРА EUROSTAT.

В структуре кода ОКДП объединены три объекта классифика­ции, а именно виды:

   экономической деятельности;

   продукции;

   услуг.

Принятый в ОКДП семиразрядный код (четыре разряда — высшие классификационные группировки для классификации ви­дов экономической деятельности и три низших разряда — для клас­сификации продукции и услуг) позволяет описать и закодировать  без каких-либо ограничений все известные виды экономической деятельности, продукции и услуг.

Взаимосвязь классификационных группировок видов экономи­ческой деятельности, продукции и услуг осуществляется через пер­вые четыре разряда кода, которые идентифицируют, с одной сторо­ны, вид экономической деятельности, а с другой — классы продук­ции и услуг. При этом в последних трех разрядах кода подклассов продукции и услуг стоит цифра «О».

Необходимо обратить внимание на то, что в ОКДП использова­на комбинированная (иерархическифасетная) классификационная структура. Кодирование разделов, подразделов, групп и подгрупп видов экономической деятельности, а также классов и подклассов продукции и услуг осуществляется по иерархической схеме, а видов продукции и услуг — по фасетной схеме. Применение комбиниро­ванной схемы позволяет более полно использовать все отведенное в пределах семи разрядов кодовое пространство. Такая схема обеспе­чивает большую устойчивость структуры ОКДП в процессе его веде­ния, так как основные изменения происходят на уровне видов про­дукции и услуг и не затрагивают, как правило, группировки более высокого уровня. Сами же фасеты в большинстве случаев строятся по иерархическому принципу с введением головной позиции в спи­сок до десяти наименований, которая индексируется кодом с цифрой «О» в последнем разряде. Для индексирования кодовой позиции со словами «прочая», «прочее», «прочие», «прочий» используется циф­ра «9» в последнем разряде.

Например: 7412010 — услуги в области составления счетов,

7412011  — услуги по составлению баланса,

7412012  — услуги по проверке счетов,

7412019 — услуги по составлению счетов прочие.

В отдельных случаях, когда в фасете невозможно выделить го­ловную кодовую позицию или имеющийся список кодовых пози­ций превышает десять наименований, кодирование осуществляется общим списком без использования кодов, содержащих «0» в по­следних разрядах.

В ОКДП предусмотрена принципиальная возможность, позво­ляющая расширить основной код за пределы семи разрядов. Для этого после седьмого разряда проставляется точка (.) и код с требуемым числом разрядов. Это может быть использовано в тех случаях, когда необходимо создать отраслевой классификатор типов про­дукции и услуг.

Например, задача создания отраслевого классификатора ауди­торских услуг решается на базе класса 7412000 «Услуги в области составления счетов, бухгалтерского учета, ревизий и налогообложе­ния». Согласно классификатору вид деятельности, закодированный как 7412 — «Деятельность в области составления счетов, бухгалтер­ского учета и ревизий, консультации по вопросам налогообложе­ния», включает виды деятельности, связанные с регистрацией ком­мерческих операций для предприятий, подготовкой финансовых счетов, анализом этих счетов и подтверждением их точности, ауди­торской деятельностью, а также подготовкой для частных лиц или предприятий деклараций о налогах. Сюда включаются связанные с этим консультативные услуги и представительство (кроме юридиче­ского) от имени клиентов перед налоговыми органами.

Однако общая характеристика каждой из сопутствующих аудиту услуг, предусмотренная отраслевым классификатором, должна быть определена этим классификатором.

Представление о видах сопутствующих аудиту услуг можно со­ставить на основе данных, как минимум, из трех источников ин­формации:

   перечня аудиторских услуг, определенного Федеральным за­коном «Об аудиторской деятельности», который представляет собой взгляд на состав услуг органов, регулирующих исключительно ауди­торскую деятельность в стране;

   Общероссийского классификатора видов экономической дея­тельности, продукции и услуг, который представляет собой взгляд на состав услуг органов статистики, занимающихся систематиче­ским сбором информации о массовых общественных и экономиче­ских явлениях по заранее выработанной программе;

   самих аудиторских организаций.

В табл. 4.1 представлены сравнительные данные о видах услуг аудиторских организаций, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и Общероссийским классификато­ром видов экономической деятельности, продукции и услуг.

Как видно из табл. 4.1, представления о видах услуг у органов государственной статистики и органов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации, не совпадают полностью. Например, классификатором не предусмотрен в качестве самостоя­тельного такой вид услуг, как анализ хозяйственной деятельности, что заставляет относить его к коду 74120030 как «услуги в области бухгалтерского учета, кроме налоговых деклараций», наряду с по­становкой, ведением и восстановлением бухгалтерского учета. Од­нако относя все эти услуги к одному коду, мы уже не сможем раз­делить услуги на совместимые и несовместимые. Отсутствие такого деления не позволит в полной мере проконтролировать соблюдение требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Аналогичное исследование, проведенное несколько лет назад авторским коллективом данного учебника, показало, в частности, что аудиторские организации, оказывая практически одинаковые по содержанию услуги, присваивают им различные наименования, что затрудняет понимание того, какую именно услугу предлагает аудиторская организация своим клиентам.

Изменилось ли это положение к настоящему времени?

Для того чтобы читатель смог составить собственное мнение об услугах, предлагаемых аудиторскими организациями, мы вос­пользовались рекламными объявлениями аудиторских фирм, опубликованными в еженедельнике «Финансовая газета». О репре­зентативности выборки говорит, во-первых, сам источник инфор­мации, во-вторых, то, что из 20 аудиторских организаций, виды деятельности которых представлены в табл. 4.2, шесть имеют ли­цензии на два различных вида аудита, а две — даже на три вида.

Из 20 представленных аудиторских фирм 65% фирм предлагают «восстановление бухгалтерского учета», 30% фирм готовы взять на себя обязанности по ведению бухгалтерского учета, 10% — оказывают «все виды аудиторских услуг», 20% — занимаются по­становкой бухгалтерского учета, 40% — оценкой имущества, и практически все организации консультируют клиентов по различ­ным вопросам.

К «редким» услугам, которые оказывает одна организация из представленных в табл. 4.2, относятся такие, как автоматизация, постановка управленческого учета, составление отчетности по международным стандартам, составление налоговых деклараций физическим лицам.

В табл. 4.3 сопоставлены виды услуг, предлагаемые аудитор­скими организациями, не предусмотренные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», с видами аудиторских услуг, представленными в ОКДП.

Данные табл. 4.3 показывают, что спектр предлагаемых ауди­торскими организациями услуг не ограничивается только кодом 7412. Следовательно, для того чтобы определить соответствующий тому или иному виду услуг код в классификаторе, приходится проводить и поиск по контексту, и подбор синонимов. Во многих случаях содержание услуги достаточно условно соответствует его коду и наименованию, определяемому этим кодом. В частности, проведение 1—2-дневных семинаров по квартальному балансу лишь с натяжкой можно назвать обучением на курсах и в платных кружках (см. код 8090020).

 


Виды аудиторских услуг, установленные ФЗ «Об аудитор­ской деятельности»
Код
вида услуг
Виды услуг, установленные ОКДП*
Примечание
Постановка бухгалтерского учета
7412030
Услуги в области бухгалтерского учета, кроме налоговых деклара­ций
 
Восстановление бухгалтерского
7412011
Услуги по составлению баланса
Может включать и услуги по составлению счетов, если клиентом утеряны первичные документы и составление первичных бухгалтерских документов возложено договором на аудиторскую организацию
учета
 
 
Ведение бухгалтерского
(финансового) учета
7412010
Услуги в области составления
счетов
Включает два вида услуг
7412011
Услуги по составлению баланса
 
Составление деклараций
о доходах
7412044
Услуги по планированию индивидуального налога
Включает три вида услуг, если рассматривать составление налоговых деклара­ций в широком смысле
 
 
7412045
Услуги по подготовке индивиду­ального налога
7412046
Услуги по заполнению налоговых декларации
Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности
7412011
Услуги по составлению баланса
 
Анализ финансово-хозяйственной деятельности
 
 
Вид услуг отсутствует в классификаторе
Оценка активов и пассивов экономического субъекта
6512831
Проведение оценок фондов предприятий
 
Консультирование в вопросах налогового законодательства Российской Федерации
7412041
Консультативные услуги в области налогообложения
 
Консультирование в вопросах финансового законодательства РФ
 
 
Вид услуг отсутствует в классификаторе
Обучение
8090020
Обучение на курсах, в платных кружках
 

* Прочерк означает, что вид услуг отсутствует в ОКДП.

** В соответствии со ст. 80 «Налоговая декларация» Налогового кодекса РФ № 146-ФЗ от 31 июля 1998 г. налоговая дек­ларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, ис­точниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и упла­той налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Таким образом, все, а не только по налогу с физических лиц и налогу на добавленную стоимость, так называемые «расчеты» по налогам с 1 января 1999 г. стали именоваться налоговыми декларациями.



{SHOW_TEXT}

Рынок аудиторских услуг в Российской Федерации Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту Особенности проведения обязательного аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий Ответственность экономических субъектов за уклонение от обязательного аудита Понятие и классификация сопутствующих видов аудиторских услуг Классификаторы сопутствующих аудиту услуг (таблицы) Услуги, предлагаемые аудиторскими фирмами и представленные в ОКДП Коды отраслевого классификатора услуг для аудиторских и консалтинговых фирм Характеристика основных сопутствующих видов аудиторских услуг Профессиональные требования к оказанию сопутствующих аудиту услуг